Sfera-perm.ru

Сфера Пермь
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Застройщик или собственник устанавливает счетчики

Застройщик или собственник устанавливает счетчики

Автор: Владислав Камуцкий. Адвокат, ведущий юрист АБ «Саломон»

Федеральный закон от 30.12.2004 N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», разрешает Застройщику за счет денежных средств дольщиков возводить внешние инженерные сети в границах земельного участка, выделенного под строительство. При этом закон ничего не говорит о том, кому эти инженерные сети принадлежат после ввода здания в эксплуатацию.

Проблемная недвижимость.

После окончания строительства застройщики часто сталкиваются с вопросом, что делать с построенными коммуникациями, расположенными в границах земельного участка, выделенного под строительство.

  • Может ли Застройщик передать инженерные сети в управление управляющей компании?
  • Вправе ли Застройщик передать инженерные сети в аренду или собственность ресурсоснабжающей организации?
  • Должны ли начисляться налоги при передаче инженерных сетей в собственность ресурсоснабжающих организаций?

Это только часть вопросов, на которые должен ответить застройщик, решая судьбу оставшихся у него на балансе инженерных сетей. Ответ зависит от того, кто является собственником построенных сетей. А с этим ясности как раз и нет.

Когда общие сети не являются общедомовым имуществом.

Как правило, дольщики становятся собственниками инженерных сетей в силу закона. Статья 36 Жилищного Кодекса РФ, Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 устанавливают перечень имущества, которое в сиу закона является общим имуществом всех собственников дома. В частности, к такому имуществу относятся трансформаторные подстанции, тепловые пункты и наружные сети, которые обслуживают более одного помещения в одном доме.

Сложности с трактовкой этих норм возникают, когда к трансформаторным подстанциям, тепловым пунктам, ливневой канализации и другим объектам подключены сразу несколько домов. Будут ли такие объекты обладать статусом общего имущества в силу закона? Из судебной практики следует однозначный вывод: нет, не будут.

Показательным в этом отношении является Постановление Президиума ВАС РФ от 15.12.2009 N 14801/08 по делу N А72-5489/06-22/219. В этом деле суд столкнулся с ситуацией, когда через подвал одного дома к другому дому проходила транзитная труба отопления. Собственники первого дома утверждали, что они являются и собственниками транзитной трубы, поскольку она расположена в их подвале и отапливает, в том числе, их дом. Собственники второго здания возражали, что не имеет значения чей подвал, на статус трубы это не влияет.

Высший Арбитражный суд РФ рассмотрел дело и ответил, что правы собственники второго здания. По смыслу пунктов 5, 6 Правил содержания имущества тепловые сети, обеспечивающие не только внутридомовую систему отопления, но и систему за ее пределами, не могут включаться в состав общего имущества граждан, проживающих в многоквартирном доме. Часть подвальных тепловых сетей, которая осуществляет теплоснабжение, как жилого дома, так и отдельного здания за пределами дома, не может быть отнесена к общему имуществу.

Отсюда следует интересный вывод: инженерные сети, построенные на деньги дольщиков, но обслуживающие больше одного дома, не являются общим имуществом.

Бесхозное имущество в нагрузку муниципалитету

У застройщиков часто возникает желание передать построенные инженерные сети муниципалитету. В некоторых случаях это допустимо и даже является обязанностью застройщика. Инженерные сети должны быть переданы органам местного самоуправления в следующих случаях:

  • По договору о развитии застроенной территории, если это предусмотрено договором (пункт 2 часть 4 статьи 46.2. Градостроительного Кодекса РФ);
  • По договору о комплексном освоении территории, если это предусмотрено договором (пункт 2 часть 6 статьи 46.4 Градостроительного Кодекса РФ);
  • В соответствии с постановлением правительства Москвы от 22 августа 2000 г. № 660 «О порядке приемки объектов инженерного и коммунального назначения в собственность города Москвы»;
  • В Пункте 7 Постановления Правительства РФ от 13.02.2006 N 83 «Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения», правительство рекомендовало органам местного самоуправления принимать созданные за счет правообладателя земельного участка за пределами границ земельного участка сети инженерно-технического обеспечения в муниципальную (государственную) собственность. Однако это право, а не обязанность муниципалитета, которое ко всему прочему не касается инженерных сетей, созданных внутри земельного участка.

Как видно перечень является достаточно ограниченным. Это заставляет заинтересованных лиц ухищряется, и пытаться передать наружные сети муниципалитету, как бесхозное имущество на основании статьи 225 ГК РФ. Интересна позиция, изложенная в Постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 19 мая 2015 г. по делу № А73-11133/2014. В этом деле суд пришел к выводу, что наружные инженерные сети, не являющиеся общим имуществом, пусть даже и созданные при строительстве здания, не являются имуществом дольщиков. Суд фактически признал такие сети бесхозные, но указал, что у Мэрии отсутствует обязанность принять такие сети себе на учет.

Сославшись на нормы пунктов 5, 6 статьи 8 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» суд отметил, что ресурсоснабжающии организации вправе эксплуатировать бесхозяйные объекты централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, а также определяют порядок учета понесенных в этой связи расходов. Поэтому урегулировать статус наружных сетей должны между собой ресурсоснабжающия организация и муниципалитет. Собственников дома эти отношения волновать не должны.

Такая позиция напоминает страуса, прячущего голову в песок. Она позволяет решить проблему с практической точки зрения, но с правовой не выдерживает критики. Если инженерные сети кто-то построил, значит, у них есть собственник. И суд должен был решить, кто им является.

Бремя застройщика

В соответствии со статьей 218 Гражданского Кодекса РФ, право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

Застройщик заинтересован в строительстве наружных инженерных сетей и обладает правом аренды или собственности на участок, предоставленный под строительство. Исходя из этих позиций, застройщик может быть признан собственником инженерных сетей.

Это дает определенные преимущества для дальнейшего оборота инженерных сетей, у которых появляется единый собственник, который следит за их состоянием; при необходимости дает разрешение на подключение к ним; не возлагает на собственников помещений в многоквартирных домах дополнительных расходов на содержание.

Интересным является вывод, изложенный в Постановлении Президиума Красноярского краевого суда от 26.06.2018 по делу N 44Г-71/2018, 44Г-72/2018. Суд стал дословно толковать договор долевого участия, согласно которому предметом договора, являлась квартира в доме, но не трансформаторная подстанция. Суд учел, что трансформаторная подстанция входит в комплекс электроустановки, обеспечивающей электроснабжение микрорайона по кольцевой сети, т.е. не является общим имуществом. На основании этого суд признал, что у дольщиков отсутствуют права на трансформаторную подстанцию, собственников которой является застройщик.

Читайте так же:
Как узнать правильно ли мотает счетчик

Против такого подхода есть ряд возражений:

  1. Земельный участок после завершения строительства отходит дольщикам. Из этого правила есть исключения, когда земельный участок, например, выделяется именно под строительство трансформаторной подстанции;
  2. Инженерные сети могут строиться за счет дольщиков. Передача таких инженерных сетей застройщику можно рассматривать как своеобразное дарение денежных средств;
  3. Застройщик строит инженерные сети не для их дальнейшей эксплуатации. В некоторых случаях застройщики создают дочерние компании, которые в дальнейшем обслуживают дома, возведенные застройщиком. Если застройщик не собирается обслуживать дома ни сам, ни через подконтрольную управляющую компанию, то насколько оправдано возлагать на него бремя содержания инженерных коммуникаций, которые нужны собственникам помещений в доме.

Для многих застройщиков инженерные коммуникации являются бременем, которое они не хотят возлагать на себя.

Общее имущество собственников нескольких домов

Мы вернулись к тому, с чего начали – могут ли собственниками общих инженерных сетей являться дольщики всех домов, которые к этим инженерным сетям подключены? Если дома два, то дольщики двух домов владеют и принадлежат этими инженерными сетями. Если дома три, то дольщики трех домов владеют сетями. А если у вас ливневая канализация обслуживает десять домов, то значит все десять тысяч жителей и являются собственниками этой ливневой канализации.

Такой вывод плавно вытекает из статьи 18.1 закона о долевом участии. Согласно указанной норме объекты социальной структуры, обслуживающие несколько домов, могут по соглашению быть переданы в долевую собственность всем собственникам. Конечно, в первую очередь закон под объектами социальной инфраструктуры понимает школы, детские сады, поликлиники, хотя вопрос о возможности передачи таких объектов дольщикам вызывает еще больше вопросов. Но, представляется, что к ним могут быть отнесены и трансформаторные подстанции, и другие инженерные сети, и даже дороги.

Для применения статьи 18.1. существует ряд условий. Как минимум должно быть заключено соответствующее соглашение с дольщиком. О фактах подписания таких соглашений мне неизвестно.

Можно настаивать на том, что несоблюдение застройщиком обязанности заключить соответствующие договоры с дольщиком, не лишает последних права собственности на инженерные сети, созданные на их земельном участке, за их счет и для их нужд.

На моей практики был случай, когда застройщик принял решение передать на баланс управляющей компании трансформаторную подстанцию, как общее имущество всех дольщиков, руководствуясь именно тем, что построена она была за счет средств дольщиков нескольких домов. Особенность гражданского оборота инженерных сетей и линейных объектов позволили это сделать без государственной регистрации права собственности.

Вот только нужна ли такая «радость» в виде регистрации права собственности самим дольщикам? После регистрации дольщики становятся собственником самостоятельного объекта недвижимости. Это не общее имущество, которое следует судьбе основной вещи. Если собственник продал квартиру, то он должен продать одну тысячную доли в праве собственности на трансформаторную подстанцию с соблюдением преимущественное право покупки другими дольщиками. Процедуру можно обойти, подарив долю новому собственнику. Оплатить дополнительную государственную пошлину и уговорить нового собственника принять «подарок» придется в любом случае. Обороноспособность квартиры усложняется.

Дальше возникает еще больше вопросов. Вы дольщик, и хотите, чтобы трансформаторную подстанцию обслуживала управляющая компания? Соберите общее собрание собственников всех домов. Хорошо, если будет одна управляющая компания на несколько домов. Можно собрать подписи о передачи объектов инфраструктуры в аренду ресурсоснабжающих организаций, если они не против, но вот кто будет подписывать такой договор от имени собственников? Еще хуже, если, вам надо будет присоединиться к ливневой канализации, у которой десять тысяч собственников. Для этого надо будет собрать подписи не менее, чем у двух третей из них.

Тут уж уместно создавать отдельную администрацию, которая будет обслуживать отдельные инженерные сети. Департамент по обслуживанию трансформаторной подстанции. Департамент по обслуживанию велосипедных дорожек. Народные органы местного самоуправления, которые начнут дублировать функции органов местного самоуправления с местечковым размахом. Над этим можно было бы смеяться, если бы за этой иронией не было реальной проблемы.

Неутешительные выводы

Сегодня существует целый пласт отношений в сфере градостроительства и коммунального обслуживания, находящийся в поле правовой неопределенности. Огромные количества инженерных сетей с неясным статусом, которые могут выходить из строя, требуют ремонта, нуждаются в использовании для подключения к ним новых домов и зданий. И такая же неопределенная судебная практика, которая не знает, что с этими инженерными сетями делать, предлагая каждый раз новые варианты. Стабильность и определенность гражданского оборота требует окончательного решения этого вопроса, которые будет учитывать интересы всех сторон и не создавать неоправданных трудностей в распоряжении и пользовании инженерными сетями. Если есть имущество, должен быть и собственник.

«Застройщик за свой счет построил эти сети. Почему он должен их передавать?!»

Размер беды — 2 млрд рублей: именно столько гарантирующим организациям приходится платить за содержание бесхозных сетей. В жилищном комитете Госсовета РТ накануне думали-гадали, как найти им хозяина. Корреспондент «БИЗНЕС Оnline» стал свидетелем принципиальной полемики по поводу судьбы так называемых смежных сетевых компаний, спасающих застройщиков от бюрократизма энергомонстров.

Руководство заседанием комитета Госсовета РТ по жилищной политике и инфраструктурному развитию взял в свои руки Камиль Садриев под неусыпным оком вице-спикера Юрия Камалтынова Фото: gossov.tatarstan.ru

взять и передать?

Заседание комитета Госсовета РТ по жилищной политике и инфраструктурному развитию прошло без его руководителя Александра Тыгина, который уехал в командировку в Москву. Руководство совещанием взял в свои руки его зам — Камиль Садриев под неусыпным оком вице-спикера Юрия Камалтынова.

Главной приглашенной звездой встречи стал первый зампредседателя госкомитета РТ по тарифам Александр Штром, который поделился неожиданной идеей — госкомитет предложил внести изменения в законодательство, которые будут обязывать застройщиков передавать построенными ими коммунальные сети на баланс гарантирующим организациям, «чтобы была обеспечена надежность эксплуатации этих объектов».

Он пояснил, что в идеале строительство коммунальных сетей должно вестись за счет платы за техподключение. Объекты, построенные за счет платы за техприсоединение, остаются на балансе у ресурсоснабжающих организаций.

Читайте так же:
Сводная таблица счетчиков меркурий

«Но на практике бывают ситуации, когда сети строят сами застройщики, а дальше они продаются или передаются в аренду различным небольшим организациям, затраты которых входят в общий тариф, — объяснял представитель госкомитета. — Но не всегда эти организации качественно обслуживают данные сети. Имеются случаи, когда после многих лет эксплуатации сети приходят в неработоспособное состояние».

Главной приглашенной звездой встречи стал первый зампредседателя госкомитета РТ по тарифам Александр Штром, который поделился неожиданной идеей Фото: gossov.tatarstan.ru

Далее такая организация просто исчезает, сети, как бесхозные, попадают в органы муниципального управления, после чего их передают гарантирующим поставщикам. «Несмотря на то что в тарифе предусматривались средства на содержание этих сетей, фактически они были потрачены на другие цели. Гарантирующим организациям приходится проводить ремонт или восстановление этих сетей за свой счет», — делился Штром «наболевшим».

— Размер беды. Если в водоснабжении, водоотведении и теплоснабжении эта ситуация только начинает развиваться. Там десятки таких организаций, выручка которых — несколько сотен миллионов, но в передаче электроэнергии затраты на содержание таких сетей — около 2 миллиардов! — заявил представитель госкомитета.

Депутаты неоднозначно восприняли законодательную инициативу. Директор ООО «Строительно-монтажное управление 88» Илья Вольфсон считает, что нельзя грести все смежные сетевые компании под одну гребенку — ведь есть же организации, которые исполняют свои обязанности по содержанию сетей вполне законопослушно, так что работать-де надо только с нарушителями.

— Надо вообще законодательно прописать, чтобы у застройщиков была альтернатива, чтобы они могли [строить сети] не только за счет техприсоединения, а и за свой счет это делать, — предложил Вольфсон.

Свою мысль он аргументировал тем, что государственные ресурсоснабжающие компании — это огромные махины, у которых на то, чтобы разработать и согласовать проект, уходят годы. «А страдает застройщик!» — прибавил он.

«На практике бывают ситуации, когда сети строят сами застройщики, а дальше они продаются или передаются в аренду различным небольшим организациям, затраты которых входят в общий тариф» Фото: «БИЗНЕС Online»

«морковка» для гарантирующих организаций

Глава крупной строительной компании искренне недоумевает, как это так — «взять и запретить передавать сети в смежные сетевые компании?» В беседе с «БИЗНЕС Online» Вольфсон пояснил, что смежные сетевые компании сильно облегчают работу застройщиков. «Мы построили сети, передали их (за платуприм. ред.) в упрощенном порядке смежными сетевым компания, — объясняет Вольфсон. — Второе — это альтернатива по подключению. Когда мы строим дом, смотрим, есть ли поблизости смежные сетевые компании, мы к ним обращаемся, и все происходит быстрее и дешевле для конечного потребителя». Всего в Казани действует 20 смежных сетевых компаний, работающих по электроэнергии, и еще три — по теплу.

«Смежные сетевые компании проходят лицензирование, получают разрешение в минэкономразвитии. Они реагируют гораздо быстрее в случае аварийных ситуаций, — продолжал тем временем пояснять свою позицию депутат. — Мы говорим о комплексном освоении — более 100 тысяч квадратных метров. Застройщик за свой счет построил эти сети. Почему он должен их передавать? У него, как правило, есть свои управляющие компании, при которых существуют смежные сетевые компании, они заинтересованы предоставлять качественные услуги. Сети сейчас строят из новых качественных материалов».

Глава комитета Садриев не разделяет оптимизма застройщика. «Много схем, застройщики строят дом, потом ликвидируются, причем все это не противоречит закону, а сети остаются. Раньше была одна форма собственности, сейчас — другая. Наша цель — чтобы население не чувствовало повышение тарифа, а эти, грубо говоря, прокладки, приводят к увеличению тарифа, — возмутился он и добавил, обращаясь уже к Штрому. — Много там вопросов, ждем документ, обсудим».

Илья Вольфсон считает, что нельзя грести все смежные сетевые компании под одну гребенку — ведь есть же организации, которые исполняют свои обязанности по содержанию сетей вполне законопослушно Фото: gossov.tatarstan.ru

После окончания заседания корреспондент издания пообщался с участниками встречи. «Получается, мы платим за тариф на подключение, за строительство сетей и плюс еще мы должны бесплатно подарить эти сети?» — возмущался Вольфсон. Он пояснил, что в любом случае не разработана процедура передачи сетей, чтобы передать их гарантирующей организации, строителям надо пройти «семь кругов ада», по времени это может занять два-три года. «И так застройщиков колошматят каждый год, каждые полгода принимаются новые законы», — сетует строитель. Он считает, что изыматься сети могут, например, в случае, если смежные сетевые компании не справляются со своей работой, а остальным — дать возможность работать спокойно.

Позже, комментируя инициативу госкомитета, Садриев пояснил журналистам, что основная идея будущего законопроекта — это уговорить гарантирующие организации принять на свой баланс старые бесхозные коммунальные сети, построенные по большей части еще в советские времена. Но для этого, по его словам, им нужно «подвесить морковку», то есть как-то заинтересовать, стимулировать поставщиков услуг. Что это будет за «морковка», Садриев не пояснил. «Чтобы старые сети принимать, „морковка“ должна быть: „Вот вам деньги, чтобы их обновить“. А откуда деньги — вопрос, вот это и будем обсуждать», — сказал замглавы жилищного комитета.

Смеем предположить, что в роли этой самой «морковки» и должны стать новенькие сети, которые застройщиков хотят заставят передавать (видимо?) безвозмездно или с небольшой компенсацией гарантирующим организациям. Однако Садриев не смог подтвердить или опровергнуть это предположение корреспондента «БИЗНЕС Online». «Пока еще мы будем обсуждать», — кратно сообщил он. Эти и другие вопросы будут вынесены на круглый стол, дата его проведения не назначена.

Кто платит за отсутствие ИПУ в квартирах муниципального жилфонда

При отсутствии ИПУ в расчётах применяется норматив и повышающий коэффициент

Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, п. 80 ПП РФ № 354, плата за коммунальные услуги рассчитывается на основании показаний установленных индивидуальных приборов учёта, а при отсутствии счётчиков – исходя из нормативов потребления, которые утверждает субъект РФ.

Установить ИПУ должен собственник помещения (п. 81 ПП РФ № 354). В случае, если в квартире есть техническая возможность это сделать, но владелец квартиры такую обязанность не исполнил, то исполнитель коммунальной услуги при расчётах применяет к нормативу повышающий коэффициент 1,5 (абз. 3 п. 42 ПП РФ № 354).

Читайте так же:
Люк для счетчиков своими руками

Если жилое помещение в многоквартирном доме, принадлежащее муниципальному жилфонду, сдано по договору социального найма, то муниципалитет обязан выполнять возложенные на него ЖК РФ как на собственника обязанности, в том числе оснащать квартиры ИПУ (ч. 3 ст. 65 ЖК РФ). Наниматель соцжилья со своей стороны обязан вовремя и в полном объёме оплачивать коммунальные и жилищные услуги (п. 5 ч. 3 ст. 67 ЖК РФ).

Получается, что, если собственник муниципального жилья не исполняет обязанность по установке ИПУ, то наниматель такой квартиры получает квитанции с завышенными суммами платы за коммунальный ресурс и обязан её оплатить.

Что нужно знать о проверке и замене приборов учёта электроэнергии
37414

Как установить счетчики на воду в Московской области

Коммунальные платежи – значительная часть расходов жителя Московской области. Одна из возможностей сэкономить – установить приборы учета холодного и горячего водоснабжения. Почему платить за воду по счетчикам будет дешевле и куда обратиться для установки приборов в Подмосковье, читайте в материале портала mosreg.ru.

Зачем устанавливать

Отключение горячей воды

Источник: РИАМО, Анастасия Осипова

Разница между платой за воду по счетчику и без может отличаться в разы.

Индивидуальные приборы учета горячего и холодного водоснабжения позволяют значительно сэкономить – при их установке жители платят только за фактически потраченную воду. Владельцы квартир, в которых счетчиков нет, вынуждены платить за воду исходя из количества зарегистрированных на жилплощади граждан и нормативов потребления. Нормативы потребления обычно устанавливаются органами местного самоуправления и зависят от степени благоустройства многоквартирного дома.

Читайте, как получить компенсацию за оплату ЖКУ в Подмосковье >>

Куда обратиться

День открытых дверей в управляющих компаниях 30 июня 2018

Источник: Главное управление «Государственная жилищная инспекция Московской области»

Установить счетчики учета горячей и холодной воды поможет управляющая компания по вашему заявлению. Если вы приняли решение установить приборы, то сначала обратитесь в управляющую компанию, там вам подскажут обслуживающую организацию, которая осуществит их монтаж. При этом водосчетчик устанавливается за счет собственника жилого помещения.

После того, как приборы учета установили у вас в квартире, у вас должны остаться документы: паспорт на счетчик, договор на установку и техническое обслуживание прибора, акт об установке и вводе в эксплуатацию и сертификат соответствия качеству. Эти документы нужны будут для предъявления в управляющую компанию, чтобы внести изменения в ваш счет на оплату жилищно-коммунальных услуг. После этого платить за воду вы будете по показаниям счетчика.

Важно помнить, что поверку средств измерений могут осуществлять только аккредитованные в соответствии с российским законодательством и внесенные в национальную систему юридические лица и индивидуальные предприниматели. Список таких компаний можно найти на сайте Росаккредитации в разделе «Электронные реестры/ Реестр аккредитованных лиц. В разделе «Тип аккредитованного лица»​ выбрать «Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, выполняющий работы и (или) оказывающий услуги в области обеспечения единства измерений».

Узнайте, как в Подмосковье оплатить услуги ЖКХ онлайн >>

Необходимость поверки

Отключение горячей воды

Источник: РИАМО, Анастасия Осипова

Важно помнить, что приборы учета должны находиться в межповерочном интервале. Для этого необходимо в установленные сроки выполнять поверку приборов.

Поверка – это процедура, осуществляемая для того, чтобы уверить управляющую компанию в том, что в квартире тратится именно столько воды, сколько ее собственник указывает при передаче показаний. Необходимость осуществления поверки зафиксирована в статье 13 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», а также в Постановлении Правительства РФ от 06.05.2011 № 354. Межповерочный интервал для счетчика холодного водоснабжения (ХВС) – шесть лет, горячего водоснабжения (ГВС) – четыре года с момента установки.

При этом инициировать поверку счетчика должен сам владелец жилого помещения. В случае если ее не сделали вовремя, собственник жилого помещения получит счет на воду исходя из нормативов потребления на человека.

Также собственнику помещения необходимо помнить, что ответственность за неисправность индивидуальных приборов учета холодного и горячего водоснабжения лежит именно на нем. Поэтому при любых отклонениях в работе прибора нужно обращаться в управляющую компанию, независимо от того, настал ли срок плановой поверки счетчика или нет.

Как действовать жителю Подмосковья, если его квартиру затопило >>

Муниципалитет отказался платить за последствия неустановки ИПУ в квартирах

С такой ситуацией столкнулась одна из управляющих организаций Санкт-Петербурга. УО, рассудив, что муниципалитет несёт ответственность за неустановку приборов учёта, выставила в адрес казённого жилищного агентства, которое отвечает за муниципальный жилфонд, счёт на 615 тысяч рублей.

Эта сумма являлась разницей между стоимостью объёма электроэнергии, рассчитанного исходя из норматива с применением повышающего коэффициента, и стоимостью ресурса, которая была рассчитана только исходя из норматива, и выставлен к оплате нанимателям социальных квартир.

Жилищное агентство, равно как и муниципалитет, оплатить счета отказалось, сославшись на то, что с момента подписания договора соцнайма плату за коммунальные услуги обязаны вносить наниматели жилых помещений.

Обеспечить установку ИПУ в социальном жилом фонде должен его собственник

Управляющая организация подала в суд иск с требованием взыскать с казённого учреждения, которое представляет интересы администрации города как собственника многоквартирных домов, сумму задолженности (дело № А56-18735/2018).

Суд первой инстанции встал на сторону управляющей организации. Поскольку муниципалитет является собственником помещений в многоквартирном доме, то именно он должен был обеспечить установку в жилых помещениях ИПУ. Ответчики не смогли предоставить документы, подтверждающие, что это технически невозможно.

Управляющая организация имела право вести расчёты с применением повышающего коэффициента, и именно муниципалитет должен оплатить разницу в начислениях с применением повышающего коэффициента и без него.

Суд решил, что казённое учреждение, отвечающее за социальный жилфонд и представляющее администрацию Санкт-Петербурга, обязано оплатить задолженность.

Кто платит за ошибку при определении разрядности прибора учёта
8285

Квартира в новостройке

Застройщик устанавливает необходимое количество приборов учета в каждой квартире многоквартирного дома, а также общедомовой счетчик воды, газа и электричества.

Это правило установлено с целью однообразного применения закона о повышении энергоэффективности хотя бы в новостройках.

Читайте так же:
Счетчик 2 тариф gsm

Все жилые помещения вводятся в эксплуатацию с приборами учета. Государственная комиссия не разрешит реализовать недвижимость, не соответствующую требованиям закона, в том числе без счетчиков.

Покупателям жилья у застройщика следует внимательно оценивать наличие счетчиков. Отсутствие приборов учета, не замеченное госкомиссией, отражается в акте приема-передачи. На основании акта застройщик обязан исправить недостатки и установить счетчики.

Посмотрите видео. Счетчики на воду: как установить самостоятельно и что надо знать?

При отсутствии ИПУ наниматель оплачивает норматив, а собственник соцжилья – повышающий коэффициент

Точку в споре управляющей организации и муниципалитета об оплате повышающего коэффициента поставил Верховный суд РФ, куда УО подала жалобу.

ВС РФ проанализировал решения всех предыдущих судов и пришёл к следующим выводам:

  1. Собственники помещений должны были установить в них ИПУ до 1 января 2011 года (ч. 4 ст. 13 № 261-ФЗ, п. 81 ПП РФ № 354). Такая обязанность возложена на всех владельцев помещений в МКД независимо от того, относится ли оно к государственному (муниципальному) или частному жилфонду и использует ли собственник это помещение для проживания или сдает это помещения внаём.
  2. Повышающий коэффициент применяется при расчётах платы за коммунальный ресурс для помещений, в которых не установлены ИПУ. Исключение – наличие акта обследования об отсутствии технической возможности поставить счётчик (п. 42 ПП РФ № 354).

Жилищное агентство, против которого подала иск УО, является представителем собственника спорных помещений. Учреждение не представило суду доказательств, что в жилых помещениях нет объективной возможности установить ИПУ.

ВС РФ согласился с выводами суда первой инстанции о том, что нельзя возложить последствия за неустановку счётчиков на нанимателей жилых помещений: они не обязаны оснащать квартиры приборами учёта и не уполномочены самостоятельно принимать об этом решения. Следовательно, управляющая организация не может в силу закона возложить на них обязанность по оплате повышающего коэффициента.

ВС РФ отменил решения, принятые судами апелляционной и кассационной инстанций, и определил, чтобы жилищное агентство выплатило в адрес управляющей организации сумму задолженности согласно решению суда первой инстанции.

Как регистрируют счетчики?

После приобретения и установки учетного оборудования его нужно зарегистрировать. Установка и регистрация приборов осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 261 от 23.11.2009. Для проведения регистрации еще перед покупкой счетчика следует обратиться в управляющую компанию (УК) или районную инженерную службу. При обращении подается письменное заявление.

В течение месяца организация, рассмотревшая заявление, либо самостоятельно, либо при помощи сторонних специалистов осуществит установку и регистрацию. В компанию нужно будет предоставить такие документы:

  • договор на обслуживание и установку учетных приборов с УК;
  • акт приемки;
  • акт ввода в эксплуатацию;
  • технические паспорта установленных приборов.

В процессе регистрации фиксируется ряд значимых сведений:

  • год выпуска;
  • их серийные номера;
  • дата установки;
  • показатели счетчиков при установке.

Можно подвергнуть регистрации и те водомеры, которые вы приобрели и установили самостоятельно, без привлечения сторонних специалистов. Нужно лишь пригласить путем подачи письменного заявления в управляющую компанию. Он произведет проверку правильности осуществленных вами действий, опломбирует счетчики и выдаст бумаги на них. После этого УК на основании выданных документов зарегистрирует прибор.

Регистрация ИПУ проводится для уведомления управляющей компании о том, что у вас стоит счетчик, и вы с этого момента будете платить за потребляемый ресурс, в данном случае воду, не по нормативу, а по показаниям.

Запомнить

Управляющая организация как исполнитель коммунальной услуги имеет право применять при расчётах повышающий коэффициент в соответствии с п. 42 ПП РФ № 354, если:

  • помещение не оснащено индивидуальным прибором учёта коммунальных ресурсов;
  • отсутствует акт, подтверждающий, что установить ИПУ технически невозможно.

Если помещение входит в государственный или муниципальный жилищный фонд, то обязанность оснастить помещения счётчиками лежит на собственнике – органе государственной или муниципальной власти.

Следовательно, как отметил ВС РФ, именно публичный собственник должен оплатить разницу между стоимостью ресурса, рассчитанной с применением повышающего коэффициента, и суммой, начисленной нанимателям помещений исходя из норматива потребления. Жители муниципальной квартиры не должны нести материальной ответственности за невыполнение собственником жилфонда его обязанностей.

Что закреплено в законодательстве

Сохранение природных ресурсов – нормальная практика в цивилизованных странах. Счетчики на воду устанавливают граждане с целью подсчета потребления водных запасов.

Правила и условия установки в России содержит ФЗ Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности.

В Российской Федерации пока еще не наказывают за игнорирование требования о счетчиках – к нарушителям применяются средние тарифы для подсчета количества потраченной горячей и холодной воды. Счет за воду в итоге становится больше, чем по счетчикам.

Счетчики устанавливаются ответственной организацией в течение месяца с момента обращения заинтересованного лица с соответствующим заявлением. Однако в соответствии с п.3 ст.30 Жилищного кодекса расходы на его установку и содержание обязан взять на себя собственник жилья. Исключением является только опломбирование счетчика – эта услуга оказывается бесплатно.

Важно! Также собственники должны за свой счет установить и общедомой прибор учеты воды.

Приборы учета или теплосчетчики расположенный вне квартиры, а в межквартирных холлах по прежнему являются индивидуальным прибором учета или общим имуществом

В целях определения размера платы за коммунальные услуги, предоставленные в жилое или нежилое помещение в многоквартирном доме в соответствии с порядком, установленным Правилами № 354, средство измерения (совокупность средств измерений и дополнительного оборудования), устанавливаемое на одно жилое или нежилое помещение и используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в каждом жилом или нежилом помещении (за исключением жилого помещения в коммунальной квартире), признается индивидуальным прибором учета независимо от места расположения данного прибора учета – непосредственно в жилом (нежилом) помещении или вне данного помещения. Так, например, в пп. «е(1)» п. 31 Правил № 354 приборы учета, установленные вне жилых (нежилых) помещений именуются индивидуальными, общими (квартирными) и комнатными.

Другие материалы на эту тему:

В одной из квартир первого этажа МКД открыли бухгалтерское агентство.
Что должна предпринять УО? Обязателен ли в этом случае перевод жилого помещения в нежилое?

Согласно ст. 288 ГК РФ жилые помещения предназначены для проживания граждан.
Гражданин — собственник жилого помещения может использовать его для личного проживания и проживания членов его семьи. Жилые помещения могут сдаваться их собственниками для проживания на основании договора. Размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое. Перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством.

Читайте так же:
Куда нести результаты поверки счетчиков

Согласно ст.17 ЖК РФ жилое помещение предназначено для проживания граждан. При этом допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение.

Таким образом, если проживающий в жилом помещении на законных основаниях гражданин занимается ведением бухгалтерского учета в жилом помещении и при этом не нарушаются права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение, то такое использование жилого помещения жилищным законодательством не запрещено.

В случае, если несмотря на запрет использования жилого помещения не по его назначению физическое лицо или юридическое лицо использует жилое помещение не для проживания граждан, а под офис юридического лица, то возникает нарушение ст. 7.21 КоАп РФ, согласно которой использование жилых помещений не по назначению влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей, а на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей (данные дела рассматривают органы ГЖН).

Кроме того, собственники соседних квартир могут обратиться в суд с иском о запрете использования жилого помещения в качестве офиса для осуществления предпринимательской деятельности.

Управляющая организация вправе обратиться в орган ГЖН для осуществления проверки соблюдения собственником жилого помещения жилищного законодательства относительно правил использования жилого помещения.

Если орган ГЖН установит нарушение собственником жилого помещения правил использования жилого помещения, и установит факт использования жилого помещения под офис юридического лица, то УО, если она является исполнителем коммунальных услуг, вправе произвести такому собственнику перерасчет платы за те коммунальные услуги, объем которых не измеряется индивидуальными приборами учета. По таким коммунальным услугам объем потребленных в жилом помещении коммунальных услуг должен определяться по правилам, установленным п.43 Правил № 354, как для потребителей в нежилом помещении, с применением порядка расчета объемов коммунальных ресурсов, регулируемого законодательством в сфере энерго-, тепло-, водоснабжения, водоотведения.

Правомерно ли заключение прямых договоров между ресурсоснабжающей организацией и нанимателями специализированного жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации, проживающими в МКД или в общежитии смешанного типа (комнаты и койко-места)?

По мнению органов прокуратуры, в случае если на общем собрании собственников помещений выбран способ управления МКД и установлен размер платы за содержание жилого помещения на момент заключения договора управления таким МКД, то полномочия ОМС по установлению размера платы за содержание жилого помещения на основании ч.4 ст.156 ЖК РФ не возникают. Изменение однажды установленного решением ОСС размера платы за содержание жилого помещения на протяжении срока действия договора управления МКД осуществляется в соответствии с условиями договора управления МКД. Просим прокомментировать данную позицию органов прокуратуры

Является ли правомочным решение ОСС об определении размера платы за жилое помещение в одностороннем порядке без согласования с УО. Нужно ли оспаривать УО такое решение в судебном порядке либо достаточно отказать собственникам в его исполнении?

Управляющая организация инициирует переход на прямые договоры в МКД, где основным собственником является муниципалитет. Как правило, наниматели муниципальных квартир – основная часть неплательщиков за коммунальные услуги. Таким образом, управляющие организации освобождаются от «пассивной» части потребителей коммунальных услуг, передав судьбу «неплательщиков» в введение РСО. Как можно исправить ситуацию? Каким образом обязать собственника муниципального жилья – муниципалитет – отвечать по долгам нанимателей, уклоняющихся от оплаты услуг?

При смене способа накопления взносов на капремонт со счета регионального оператора на спецсчет:

— переходит ли право взыскания задолженности к владельцу спецсчета с собственников, имеющих долг перед региональным оператором?

— при наличии заключенного между собственником и региональным оператором соглашения о реструктуризации долга, сохраняются ли условия такого соглашения?

Согласно п.4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (далее – Правила № 1156), обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также договор на обращение с ТКО) заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) Правил № 1156. Этот раздел был введен в Правила № 1156 Постановлением Правительства РФ от 15.09.2018 № 1094 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», и начал действовать со 2 октября 2018 года, значительно упростив для регионального оператора процедуру заключения договора на обращение с ТКО с потребителями.

В настоящей статье рассмотрим новый порядок заключения договора на обращение с ТКО и особенности признания его заключенным в силу прямого указания Правил № 1156.

Я собственник квартиры в многоквартирном доме. Где я могу ознакомиться с протоколом общего собрания и кто вправе заверять копии протоколов?

В соответствии с положениями Инструкции по безопасному использованию газа при удовлетворении коммунально-бытовых нужд, утвержденной Приказом Минстроя России от 05.12.2017 № 1614/пр, управляющие организации обязаны не реже 1 раза в 10 рабочих дней проводить проверку загазованности подвалов, погребов, подполий и технических этажей.

Во всех многоквартирных домах, находящихся в управлении управляющей организации, фасадная система газораспределения. Сети газопроводов в подвальных помещениях, технических этажах, подполий, погребов многоквартирных домов отсутствуют, что исключает возможность загазованности подвалов, технических этажей, подполий и др.

Имеется ли необходимость, при указанных обстоятельствах в проведении указанных проверок?

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector