Sfera-perm.ru

Сфера Пермь
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Закон 261 энергосбережение счетчик

Закон 261-ФЗ

По данным Министерства экономического развития, в настоящее время нормативно-правовая база, поддерживающая проекты, направленные на повышение энергоэффективности, существует и полностью выполняет свои функции. Однако, некоторые участники рынка не согласны с этим утверждением. Общие критические замечания к Закону 261-ФЗ:

1. Законодательство в области энергоэффективности слишком узконаправленное. Нормативная база, и в частности Закон 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. «, не в достаточной степени охватывает такие важные секторы, как транспорт. Кроме того, финансовые стимулы для предприятий и конечных пользователей недостаточны для изменения культуры потребления. Кроме того, расходы, такие как добровольное приобретение счетчиков, возлагаются на конечных пользователей, что в значительной степени замедляет прогресс. Правительство может увеличить свои расходы по реализации программ сбережения энергии с целью скорейшего достижения поставленных задач.
2. Законодательство является неполным и имеет ряд недоработок. Большое количество законов и нормативных актов вводит в заблуждение. Достаточно сложно сделать так, чтобы все акты и законы правильно работали совместно. И мало кто знает, как реализовать то, что написано на бумаге. Например, как действительно должны работать контракты ЭСКО? Кроме того, необходимо принятие дополнительных нормативных актов, таких, как государственные строительные нормы и правила, создание условий для долгосрочного планирования тарифов с целью привлечь больше иностранных инвестиций.
3. Законодательство должным образом не реализуется. Закон 261-ФЗ создает множество сроков, которые не соблюдаются. К ним можно отнести требования к приборам учета и энергетическим паспортам. Правительство частично сняло эту проблему. Например, закон № 197-ФЗ от 11.07.2011 «О внесении изменений в статью 13 ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. » предусматривает отсрочку обязательной установки счетчиков газа на три года — до 1 января 2015 года. Скорее всего, в дальнейшем также будет необходима корректировка и других сроков.
4. Коррупция подрывает смысл законодательства. В России коррупции просочилась и в реформы, направленные на повышение энергетической эффективности. Например, компании, нуждающиеся в энергетическом аудите, могут подкупить вновь созданную «саморегулируемую» организацию (как определено в законе 261-ФЗ) и получить необходимые сертификаты без проведения аудита. Как следствие, точные статистические данные в сфере энергетики по-прежнему трудно собрать. Вообще, есть мнение, что штрафы за нарушения не являются обязательными. Обычная русская поговорка: «Конечно, закон существует, но есть очень много лазеек», — суммирует общую реакцию на новое законодательство. Кроме того, слабое действие законов в России по-прежнему осложняет привлечение инвесторов в проекты по энергосбережению.
5. На практике ЖСК и собственники квартир не работают вместе. В течение многих лет коррупция испортила репутацию жилищных компаний, которые выступают в качестве посредников по приему платежей и взносов от собственников квартир и распределению платежей коммунальным предприятиям, а также поддерживают в нормальном состоянии жилые здания. Эти компании должны работать с большей транспарентностью и доверием, в то время как владельцы квартир должны чувствовать большую ответственность за здания, в которых они проживают. Законодательство не решает этих практических задач, поэтому проекты по повышению энергетической эффективности жилых зданий остаются сложными для реализации.
Основные положения Закона 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. «:

  • Маркировка отдельных видов потребительских товаров, вступившая в силу для бытовых товаров с 1 января 2011 года, а для компьютерных товаров — с 1 января 2012 года;
  • Постепенный отказ от ламп накаливания, начиная с ламп мощностью 100 Вт — с 1 января 2011 года;
  • Новые требования энергетической эффективности к строительству зданий и квартир, которые будут определяться органами государственной власти;
  • Классификация зданий по уровню энергетической эффективности;
  • Установка и использование счетчиков энергии в зданиях государственных учреждений, государственных бюджетных организаций, в местах общего пользования жилых домов, где требуется учет расхода энергии;
  • Меры по повышению энергоэффективности, принимаемые для мест общего пользования многоквартирных домов;
  • Энергетический аудит с помощью «саморегулируемых» организаций, который должен быть осуществлен в определенной категории зданий по 31 декабря 2012 года;
  • Энергетические паспорта здания, полученные в результате проведенного энергоаудита, и отображаемые на зданиях;
  • Государственные и муниципальные органы власти должны разработать программы по повышению энергоэффективности и сокращению потребления энергии, начиная с уровня 2009 года, на 3% каждый год; обеспечить требования энергетической эффективности при закупках;
  • Создание государственной информационной системы;
  • Введение контрактов энергосервисной компании (ЭСКО);
  • Инвестиционные налоговые кредиты будут доступны по решению Правительства Российской Федерации.
Читайте так же:
Список специализированных организаций установки счетчиков

Новые правила игры в области энергосбережения

Дата публикации: 22 декабря 2013

  • Класс энергоэффективности
  • Исключения
  • Приборы учета
  • Кто в ответе?

Энергосбережению сейчас в нашей стране уделяется повышенное внимание, оно входит в первую пятерку самых важных направлений развития экономики. Но на данном поприще существовало немало «темных» пятен, возникала путаница, что, как, кто, когда и на каком уровне (федеральный, региональный, муниципальный) должен обследовать здания, сооружения, товары и технологические процессы на предмет энергоэффективности. То есть приоритетность энергосбережения была объявлена с самых высоких трибун, а разъяснить непонятные моменты призван специально изданный Закон об энергосбережении, который и дал ответы на многие вопросы.

Закон № 261 «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 23 ноября 2009 года подвел правовую базу под различные аспекты федеральной политики в области энергоэффективности. Основная цель нового ФЗ кроется в его, собственно говоря, названии: повысить энергоэффективность и внести ряд нормативных указаний для достижения данной цели.

Но мы начнем с некоторой статистки, которая показывает, что энергосбережение само по себе далеко не всегда очень дорогой и сложный процесс. Опыт показывает, что около 10 % энергосберегающих мероприятий вообще не требуют особых финансовых затрат. Где-то 60% относятся к мало затратным, а оставшиеся 20% — 30% — это реально высоко затратные и долго окупаемые проекты, рассчитанные чаще всего на участие федерального финансирования и федерального же контроля. Закон №261 от 29 апреля 2009 года вводит ряд новшеств и понятий, которые требуют разъяснения.

Класс энергоэффективности

Теперь, с принятием нового 261 закона, изменились требования к ряду товаров, реализуемым на территории Российской Федерации, а также к продукции, что ввозится на нашу территорию через нашу федеральную границу. Список товаров имеется в ФЗ об энергосбережении. Данные товары должны нормативно теперь иметь на маркировке или упаковке информацию о Классе Энергоэффективности. Закон требует, чтобы эта информация была доступна в сопроводительной документации, в соответствующих инструкциях, на этикетках.

Правительство РФ издало 10 декабря 2010 года Постановление, которое дало отсрочку на обязательное указание информации по энергоэффективности товара на более поздний срок (с 1 декабря 2012 года). Но после этой даты все товары, внесенные в перечень данного Постановления, обязаны быть маркированы согласно критериям энергоэффективности. В Постановление федерального Правительства вошли в основном приборы домашнего пользования: микроволновые печи, кухонные плиты, телевизоры, водонагреватели и проч. Класс энергоэффективности в ФЗ — это первое новшество.

Во-вторых, 261 ФЗ и его статья 11 прямо говорит о том, что теперь здания и сооружения по-новому будут рассматриваться и строится с учетом требований по энергоэффективности. Данная статья закона напрямую касается большинства населения РФ, потому что речь идет об обязательности учета потребляемых энергетических ресурсов собственниками многоквартирных домов. Все дома в обязательном порядке должны быть оборудованы приборами учета.

Третье: нормативно вводится 261 законом так называемый класс энергоэффективности капитального строения. ФЗ гласит, что на многоквартирном доме, на фасаде здания, при сдаче его в эксплуатацию теперь обязательно должна быть указана информация о классе энергоэффективности данного объекта.

Впоследствии, если в процессе эксплуатации здания меняется его класс энергоэффективности, то уже сами собственники многоквартирного дома за свой счет должны сменить устаревшую маркировку на новую, соответствующую действительности. Как часто должна согласно ФЗ 261 происходить переоценка капитального строения на предмет выяснения его энергоэффективности? Не реже чем раз в 5 лет, говорит нам закон.

Читайте так же:
Счетчик производительности performance monitor

Исключения

Не все здания, согласно правовой базе ФЗ, должны быть переаттестованы с указанной периодичностью. Закон делает исключение для культовых строений, и для временных зданий. Избавлены от этой процедуры и индивидуальные дома высотой не более трех этажей, предназначенные для проживания семьи на землях ИЖС, на знаменитых дачных 6 сотках, на дачных наделах иной площади. Нормативно указано, что и деревянные, даже капитальные строения типа деревенский сарай, гараж, теплица, туалет, также не подпадают под это требование – регулярный мониторинг класса энергоэффективности. Закон требует, чтобы данное сооружение было отдельно стоящим и имело площадь не более 50 метров кв. С годами сельский деревянный туалет вряд ли повышает свою энергоэффективность, поэтому указанные исключения вполне разумны.

Приборы учета

Рассматривая правовую базу 261 ФЗ, нас интересует статья 13, потому что она касается использования приборов учета, которые должны быть установлены в зданиях сооружениях, подключенных к центральному отоплению, электроснабжению, газоснабжению, водоснабжению.

Федеральный Закон подчеркивает, что аварийные объекты, здания подлежащие сносу, ветхие строения и имеющие НЕ централизованного снабжения теплом, водой, электричеством приборами учета оснащены быть не обязаны. Если объект потребляет мощность менее 5 КВТ, то и тут, как говорит нам ФЗ, необязательно установление приборов учета.

Рассматриваемый закон гласит, что новые правила по установке приборов учет вступили в действие в силу для муниципальных властей с 1-го января 2011-го года, а для собственников многоквартирных и жилых домов после капитального ремонта с 1-го января 2012-го года. Пока закон обязывает устанавливать приборы учета только на воду, тепло, электричество, но с 2015-го года потребуется установка приборов учета и на газ.

Кто в ответе?

Федеральный Закон предусматривает целую шкалу наказаний ответственных должностных лиц, собственников зданий и сооружений, частных лиц, если они не установили указанные приборы учета или препятствуют их установке намеренно, не выполняют требования 261 закона. Штрафы составляют для физических лиц в среднем 12 000- 15 000 рублей, для должностных лиц примерно 25 000 в среднем, а вот для юридических лиц до 600 000 рублей за неисполнение требований данного ФЗ. Причем 261 закон и его правовая база проводит разделение ответственности согласно, так сказать, чину. Предусмотрена административная ответственность для руководителей организаций и юридических лиц, просто для «государевых людей», то есть чиновников, и для физических лиц. С последними федеральный закон мягче, ситуация лучше, штрафы намного меньше, но все это тоже «не сахар».

Кто же и как будет осуществлять контроль над воплощением норм ФЗ закона в жизнь? Проще говоря, кто окажется «крайним» в случае провала большого начинания федерального значения? Надзор за исполнением ФЗ 261 и его исполнением его нормативной базы распластан как бы на два уровня: первый – это Федеральный Центр, второй – региональные власти субъектов РФ. Соответственно, контроль будет осуществляться за счёт проведения плановых проверок, как со стороны уполномоченных региональных надзорных структур, так и федеральных.

Энергосбережение на настоящий момент крайне актуальная тема в России, без этого нам не сделать экономику конкурентоспособной. Дело это — общероссийское, и халатное к нему отношение не приветствуется. ФЗ 261 вводит как гражданскую (возмещение убытков, статья 393 ГК РФ или нанесение вреда, статья 1064 ГК РФ), так и административную (разработана целая шкала штрафов), и дисциплинарную ответственность (речь идет о замечаниях в личном деле, выговоре, вплоть до лишения должности) за ненадлежащее исполнение требований Закона об энергосбережении.

Читайте так же:
Водомерный счетчик диаметр 50

Электроаудит

Аудит бывает финансовый, бывает экологический, есть и технический. ФЗ закон 261 вводит еще одно важное понятие в плане контроля над состоянием энергоэффективности наших фондов: так называемый электроаудит. В чем здесь суть? Это регулярные энергетические обследования, причем не важно, какой формы собственности будет обследуемое предприятие. Частная, государственная, кооперативная, ведомственная…

Кто имеет право на столь ответственное действие? Нормативная база закона дает ответ: как физические, так и юридические лица, которые являются членами энергоаудиторских специализированных компаний (на местном уровне «Ростехнадзор», например). Иными словами, согласно ФЗ только специалисты в области энергоаудита могут проводить подобные проверки, по результатам которой делается так называемый энергетический паспорт, выдаваемый на имя конкретной организации или учреждения. Уже существует его конкретная форма (утверждена приказом Министерства Энергетики РФ за № 182). Общий контроль на федеральном уровне за соблюдением требований 261 закона осуществляет Министерство Энергетики РФ.

ФЗ 261 обязывает, что каждые 5 лет в обязательном порядке должны пройти энергетическое обследование различные инстанции. С кого начать? Конечно, с самих государственных учреждений и организаций. В первую очередь, это муниципальные предприятия, государственные предприятия (больницы, суды, школы, детские сады, Министерства, а также организации производящие и транспортирующие топливно-энергетические ресурсы). Федеральный закон нормативно устанавливает сумму, на которую нужно ориентироваться чтобы определить, нужно ли проходить энергетическую проверку сейчас или время ждет. Если организация тратит на топливно-энергетические ресурсы более 10 млн. рублей в год, причем включая все платежи на топливно-энергетическое потребление (налоги, различные иные траты на топливные ресурсы: бензин, газ и проч), то тогда она обязана проходить регулярный энергетический аудит.

Получаемый в итоге проверок энергетический паспорт подлежит регистрации в саморегулируемой организации, откуда каждые три месяца копия паспорта отправляется в Федеральное Министерство Энергетики РФ для каталогизации, учета, систематизации и статистических целей. Впоследствии планируется создание федеральной электронной базы энергетических паспортов.

Начни с себя!

Указанный ФЗ об энергосбережении, его правовая база разрешает весьма интересную вещь: проводить энергоаудит самого себя! Что это означает на практике? Различные организации, в том числе предприниматели без образования юридического лица, сами могут проводить энергоаудит своих фондов, которые числятся на их балансе. Хорошо это или плохо? Пока ответить трудно. Для частных предпринимателей и иных юридических лиц это хорошо, только вот когда сам себя проверяешь, то далеко не всегда относишься к своим недочетам, проблемам, достаточно критично и объективно.

Убрать путаницу

У обсуждаемого ФЗ 261 есть большой плюс: он убирает некоторый сумбур в голове руководителей юридических лиц, да и в умах собственников жилых помещений, руководителей ТСЖ, у муниципальных чиновников. Ведь сейчас многие ошибочно полагают, что энергоаудит должен проводится в отношении конкретного здания, расположенного по такому то адресу с таким-то почтовым индексом и кадастровым номером. Но это заблуждение!

Закон чётко формулирует объекты электроаудита: он проводится в отношении юридического лица, конкретного товара или целого производственного процесса. Так что сейчас пока в подавляющем большинстве случаев энергетический паспорт оформляется на различные юридические лица и их продукцию.

ФЗ № 261 от 29 апреля 2009 ввел нормативно понятные правила игры в области федеральной политики повышения энергоэффективности и в этом его основная ценность, как мне представляется.

Михаил Берсенев, Москва, 21/12/13 г.

В этом видео рассказано о том, кто должен провести энергетическое обследование и сделать энергопаспорт:

Федеральный закон № 261-ФЗ об энергосбережении и энергоэффективности ред. от 13.07.2015

Госрегулирование в вопросах повышения энергоэффективности и энергосбережения

Согласно принятому Федеральному закону Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ будет осуществляться государственное регулирование в области повышения энергоэффективности и энергосбережения путем установления, в частности, требований к обороту тех товаров, в производстве которых использовались энергоресурсы (в т.ч. путем установления ограничений производства продукции с высокой энергоёмкостью).

Читайте так же:
Как размагнитить прибором счетчик

Увеличение энергоэффективности при обороте товаров

Федеральный закон установил, что в техдокументации на импортируемые в РФ или производимые на территории РФ товары должен указываться класс их энергетической эффективности. Он также утвердил сроки выполнения этих требований (федеральный закон 261 ф3, гл.3, ст.10) ФЗ об энергосбережении утвердил промежутки времени (начиная с 01.01.2011 года), в течение которых должны быть выведены из оборота электрические лампы накаливания (ФЗ РФ 261, гл.3, ст.10).

Мероприятия по энергосбережению, обязательные для осуществления государственными организациями

Согласно закона N 261 с 01.01.2010 года все учреждения, дотируемые из федеральных, региональных или муниципальных бюджетов, должны будут в течение 5 лет снизить потребление ТЭР не менее чем на 15% от использованного им в 2009 году каждого из видов ТЭР. Причем с уменьшением каждый год не менее чем на 3% (ФЗ 261, гл.7, ст.24 .

Проведение энергетических обследований. Получение «энергетического паспорта»

ФЗ также установил порядок проведения обязательного энергетического обследования, требования к муниципальным и региональным программам в области энергосбережения, требования к «энергетическому паспорту» (закон 261 фз, гл.4, ст.15, 16). Энергетическое обследование, согласно закона об энергосбережении, проводится в добровольном порядке, исключая организации с участием федерального, регионального или местного бюджета, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, организаций, осуществляющих добычу, производство или транспортировку энергоресурсов (261 ФЗ об энергосбережении, гл.4, ст.16).

Организация учета потребления энергоресурсов. Порядок расчетов за потребленные энергоресурсы

261й федеральный закон об энергосбережении утвердил обязанности по учету используемых энергоресурсов и сроки оснащения зданий и строений различного назначения приборами учета всех используемых видов энергоресурсов (261 ФЗ об энергосбережении, гл.3, ст.13). Он также установил требования энергоэффективности зданий, строений, сооружений, а также порядок исполнения соответствующих обязанностей (закон 261 РФ, гл.3, ст.11).

Энергосервисные контракты

Закон об энергосбережении установил новый вид договоров — «энергосервисный договор (контракт)», обязывающий подрядчика к действиям по повышению энергэффективности использования ТЭР заказчиком. Контракт должен содержать обязательства подрядчика о величине экономии ТЭР, которая должна быть обеспечена им по исполнению контракта (федеральный закон об энергосбережении, гл.5, ст.19).

Изменения, внесенные Законом261-ФЗ в другие законодательные акты

Нормами, регулирующими энергосбережение, дополнен целый ряд законодательных актов. Так, например, ФЗ 261 устанавливает административную ответственность за нарушение данного закона в области повышения энергоэффективности, в частности штрафы за отсутствие энергетического паспорта. С этой целью в кодекс административных правонарушений внесены изменения (в 261 ФЗ статья 29 предполагает ответственность за нарушение законодательства об энергоэффективности). Кроме того, в комитет ГД РФ по энергетике был направлен проект закона, который предусматривает изменения в 261 ФЗ. Проект был принят в первом чтении 17.05.2011г.

В чем суть закона об энергосбережении

27 ноября 2010 1:00

23 ноября 2009 года Правительством РФ принят 261Федеральный закон «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности…». К сожалению, необходимо отметить, что большинство ульяновцев до сих пор не знакомы с этим важным документом. Разъяснить основные его требования решил и.о. директора ОГУ «Центр энергосбережения Ульяновской области» Владислав МАРЯХИН.

— Принятый в 2009 году Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» закрепил новую систему отношений в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также правовые, экономические и организационные основы стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности, — отмечает Владислав Геннадьевич. С его принятием отменен «старый» федеральный закон об энергосбережении, нормы которого носили декларативный характер, не определяли критерии и показатели энергетической эффективности и не устанавливали мер административного и экономического воздействия на субъекты российской экономики за непроизводительное и неэффективное использование энергетических ресурсов. Если говорить об особенностях нового Закона, то они в следующем.

Читайте так же:
Какова задержка срабатывания синхронного счетчика

— С момента принятия Закона не допускается ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений без оснащения приборами учета энергии и энергоресурсов. Все производимые, передаваемые, потребляемые энергоресурсы подлежат обязательному приборному учету. Исключения сделаны для потребления аварийных и ветхих объектов, подлежащих сносу или капитальному ремонту.В законе четко прописаны конкретные сроки установки приборов учета, ответственные и требования к ресурсоснабжающим организациям по выдаче предложений своим потребителям по энергосберегающим мероприятиям и установке приборов учета энергоносителей.

Государство берет под свой контроль выпуск, ввоз на территорию страны, реализацию товаров с установленными показателями энергоэффективности. Потребителю должно быть понятно — с чем он имеет дело, поэтому все товары должны иметь соответствующую маркировку, отражающую класс энергоэффективности.

Порядок управления энергоэффективностью зданий, строений, сооружений выделен отдельной статьей. В составе требований:показатели энергоэффективности для объекта в целом, для архитектурно-планировочных решений, показатели энергоэффективности для элементов объекта и конструкций, а так же материалов и технологий, применяемых при капремонте. Прописаны требования к энергоэффективности в жилищном фонде.

Детально изложены требования к проведению энергетических обследований, обозначены сроки проведения обследований и требования к организациям, имеющим право проведения энергетических обследований. Энергоаудит проводится в основном добровольно за исключением ряда организаций, для которых эта процедура обязательна. В список последних входят органы государственной власти, местного самоуправления, наделенные правами юридических лиц, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, организации, осуществляющие производство и (или) транспортировку энергетических ресурсов, организации, совокупные затраты которых на потребление всех видов энергоресурсов превышают десять миллионов рублей за календарный год, организации, проводящие мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, финансируемые полностью или частично за счет средств бюджетов разных уровней. Эти организации обязаны провести первый энергоаудит до 31 декабря 2012 года, далее один раз в пять лет.

Отдельным разделом выделена организация энергосбережения и повышение энергоэффективности в бюджетных учреждениях и организациях с участием государственных органов или муниципалитетов. Так начиная с 1 января 2010 года планирование затрат на энергообеспечение организаций, финансируемых из бюджетов всех уровней (федерального, регионального, местного) производится, исходя из уровня затрат в 2009 году с ежегодным снижением не менее чем на 3 процента. При этом экономия, полученная сверх 3%, может остается в распоряжении организации и может быть направлена на другие нужды данной организации, в том числе и на увеличение фонда оплаты труда.

В законе обозначены требования, предъявляемые к программам энергосбережения, прописаны сроки их разработки, а также организации, в обязанности которых входит разработка программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Кроме того, в КОАП внесены необходимые изменения, касающиеся реализации требований 261-ФЗ, определены размеры накладываемых штрафов. Причем, как на юридических лиц, так и на руководителей организаций.

Ряд положений Закона на мой взгляд требует дополнительных пояснений, о части из них я уже упомянул на недавно прошедшем «кругом столе», не стану сейчас повторяться. В настоящее время ряд министерств Правительства РФ работает над изменениями в данный федеральный закон, и мы надеемся они снимут вопросы, возникающие при реализации этого несомненно нужного и важного для всех закона.

Читайте также

Возрастная категория сайта 18 +

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

АДРЕС РЕДАКЦИИ: OOO «ИД «МОЗАИКА», ул. Карла Маркса, д. 41, Ульяновск ПОЧТОВЫЙ ИНДЕКС: 432 071 Контактный тел. +7 (8422) 44-60-60, 44-80-36

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector