Установка счетчиков по приказу
Счетчики на воду: замена, установка по закону
Закон о счетчиках на воду разрабатывался по нормам Федеральной программы сохранения энергетических запасов, принятой МинЭнерго РФ (суть закона об энергоснабжении тут: ). Обязанность установить их регламентируется законом в ПП РФ № 776, где указан процесс и условия использования водных ресурсов, также и сточных вод. Система и условия установки водомеров на холодную и горячую воду регулируется Федеральным Законом 261. Для тех кто не поставил их в положенный срок, закон устанавливает отдельные тарифы подсчета потребленных ресурсов, указанных в ПП РФ № 306.
Согласно приказу № 178 — потребители должны, но не обязаны монтировать в своих домах средства для подсчета потребления запасов, в том числе и водных. При этом, поставщик услуг обязан по закону, если потребитель не имеет возможности оплатить и установить счетчик на срок до 12.01.2012, отсрочить платеж по установке прибора на пять лет.
Порядок установки счетчиков на воду
Закон о счетчиках горячей и холодной воды был принят в 2015 году. Он направлен на то, чтобы владельцы квартир в обязательном порядке установили у себя приборы учета потребления воды. Это должно существенно сэкономить размер квартплаты. Для тех кто этого не сделал подсчет потребления ведется по общим нормам, которые ежегодно возрастают на 20-25%. Поэтому для экономии средств и водных ресурсов, многие уже установили счетчики.
Обязанность установить счетчики на воду лежит на управляющей домом организацией или ТСЖ. Если специалист пришел на дом, то по закону он должен предоставить владельцу квартиры документы, удостоверяющие его право на обслуживание приборов по учету потребления ресурсов. После монтировки приборов мастер оставляет следующий пакет документов:
- Техпаспорт на счетчики;
- Акт оказания услуг на монтировку водомеров, и дальнейшее техобслуживание на гарантийный срок;
- Документ о вводе в работу счетчика для регистрации приборов в УК;
- Акт с перечнем проделанных манипуляций, идентификатором прибора для пломбирования, цену за установку;
- Сертификат соответствия для проверки в управляющей компании правильно ли монтирован счетчик, есть ли пломба, вписывания полученных данных в ЛЦ собственника.
По закону, с момента внесения изменений в лицевой счет, расчет тарифов на воду будет проводиться по данным счетчиков.
Замена приборов учета воды в квартире
Счетчики горячей и холодной воды в квартире нужно менять каждые 4-6 лет, согласно закону об эксплуатации средств учета ресурсов. Старые приборы не будут правильно подсчитывать количество потребленных кубов, придется переплачивать. По закону не все должны платить за установку водомеров, существуют льготы. Замена счетчиков воды бесплатно проводится для определенных категорий граждан РФ:
- Малообеспеченных;
- Ветеранов ВОВ;
- Инвалидов первой и второй группы;
- Семьи, где есть ребенок-инвалид.
По закону, для этих лиц бесплатно водомеры заменяют и пломбируют. Остальные категории лиц, не входящие в перечень тех, кому услуги предоставляются бесплатно, оплачивают установку и пломбировку.
Для проведения замены водомеров горячей и холодной воды, владелец должен обратиться в ТСЖ с заявлением на замену прибора. Заключить с УК договор. После этого мастер придет на дом для замены старых счетчиков на новые, он же поставит пломбу.
Проверка счетчиков воды по закону
Время проверки счетчиков регулируется нормами закона РФ. Сроки зависят от типа счетчиков. Срок проверки для холодной воды — раз в четыре года, горячей — раз в шесть лет. Проверять можно, сдав водомеры в отдел техобслуживания или вызвав мастера на дом. Как только истек срок эксплуатации, муниципальная организация, отвечающая за водоснабжение в городе, присылает извещение. Если извещения нет, а период эксплуатации истек, по закону владелец должен сам направить ходатайство о замене водомеров в управляющую компанию дома. Порядок проверки счетчиков на воду по закону:
- Направить обращение в ответственную организацию (список предоставляет УК вашего дома);
- Указать в обращении — адрес дома, вид прибора, тип модели и данные изготовителя, госкод прибора, личные сведения и телефон;
- Проверить у работника водоканала наличие лицензии на проведение работ;
- Получить у мастера документы после проверки — акт свидетельства и контракт об осуществлении работ по проверке счетчиков, с соответствующими штемпелями и подписями.
Акт приема содержит сведения о водомерах, информацию о владельце и организации, проверившей приборы. Свидетельство о проверке должно содержать сведения о дате следующего контроля.
Срок проверки зависит от того, отправлены водомеры на проверку в Водоканал или специалист пришел домой к владельцу. В Водоканале приборы проверяют до 14 дней — этот период установлен законом. На дому процедура длится не более 2 часов.
Единый порядок ввода ИПУ в эксплуатацию
Постановлением Правительства РФ от 19.09.2013 № 824 утверждены дополнения к Новым правилам, которые вступили в силу с 01.10.2013. Они посвящены исключительно порядку ввода ИПУ в эксплуатацию, а также взаимодействию потребителя и исполнителя при выходе такого счетчика из строя, его поверке.
Ранее из Новых правил следовало лишь то, что ввод установленного ИПУ в эксплуатацию осуществляется исполнителем на основании заявки собственника помещения не позднее месяца, следующего за датой его установки (п. 81). Рассматриваемые поправки детально регламентируют порядок действий сторон.
Заявка потребителя и согласование ввода ИПУ в эксплуатацию.
Во-первых, теперь в Новых правилах прописано содержание заявки потребителя (п. 81):
- сведения о потребителе (для физического лица – Ф. И. О., реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон, для юридического лица – наименование (фирменное наименование), место государственной регистрации, контактный телефон);
- предлагаемые дата и время ввода установленного прибора учета в эксплуатацию;
- тип и заводской номер установленного прибора учета, место его установки;
- сведения об организации, осуществившей монтаж счетчика;
- показания прибора учета на момент его установки;
- дата следующей поверки.
К заявке прилагаются копия паспорта на прибор учета, а также копии документов, подтверждающих результаты последней поверки счетчика (за исключением новых приборов учета).
Этот состав сведений предполагает, что ИПУ установлен третьим лицом (не исполнителем). Сначала рассмотрим данную ситуацию. Обратите внимание, что потребитель сам предлагает исполнителю дату и время ввода ИПУ в эксплуатацию. Исполнитель же обязан рассмотреть это предложение и может направить потребителю встречное предложение о новых дате и времени выполнения работ. Причем такое предложение должно быть направлено потребителю не позднее трех рабочих дней со дня получения заявки, а предложенная новая дата осуществления работ не может быть позднее 15 рабочих дней со дня получения заявки (п. 81.1 Новых правил). Если исполнитель не явился в предложенные в заявке или иные согласованные с потребителем дату и время либо предложенная исполнителем дата была позднее указанных выше 15 рабочих дней, ИПУ считается введенным в эксплуатацию с даты направления в адрес исполнителя заявки потребителя (с соблюдением всех требований к ней) и с этой даты его показания учитываются при определении объема потребления коммунальных услуг (п. 81.2 Новых правил). Это очень важный для потребителей момент, поскольку поправки призваны стимулировать скорейший ввод ИПУ в эксплуатацию исполнителем. К настоящему времени сложилась практика, когда управляющие компании не стремятся организовать работу по приемке ИПУ в эксплуатацию, в результате чего потребители вынуждены дожидаться своей очереди в течение длительного времени (известны сроки даже в два месяца). Теперь потребитель может не тратить время и вправе рассчитывать, что плата за коммунальные услуги будет исчисляться с учетом показаний ИПУ уже начиная с даты подачи заявки исполнителю. Если исполнитель продолжит начислять плату по нормативам потребления, контролирующие органы могут прийти на помощь потребителю. Кстати, в этом смысле важным становится порядок передачи заявки исполнителю. Чтобы иметь доказательства в дальнейшем, потребитель должен составить заявку в двух экземплярах и потребовать от сотрудника УК проставить на втором экземпляре отметку о принятии заявки. Заявку также можно направить почтовым отправлением с описью вложения.
Процедура ввода ИПУ в эксплуатацию.
Из вновь введенных в Новые правила пунктов следует, что в процедуре ввода ИПУ в эксплуатацию можно выделить три этапа.
Первый этап – проверка ИПУ и документов на него.
проверка ИПУ и документов на него (п. 81.4), а именно проверка:
- соответствия заводского номера на приборе учета номеру, указанному в его паспорте;
- соответствия счетчика технической документации его изготовителя, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета;
- наличия знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета);
- работоспособности ИПУ.
Если выявлены несоответствия, исполнитель не вводит прибор учета в эксплуатацию (п. 81.5 Новых правил). Нормативный документ устанавливает порядок оформления данного факта путем составления документа, который в п. 81.6 Новых правил назван актом ввода в эксплуатацию. Но, очевидно, его уместно назвать актом об отказе от ввода ИПУ в эксплуатацию. В нем должны быть отражены следующие реквизиты:
- дата, время и адрес проверки установленного ИПУ;
- Ф. И. О., должности и контактные данные лиц, принимавших участие в проверке;
- тип и заводской номер установленного прибора учета, а также место его установки;
- решение об отказе от ввода счетчика в эксплуатацию с указанием оснований для такого отказа.
Документ составляется в двух экземплярах и подписывается потребителем и представителями исполнителя. С учетом п. 81.2 Новых правил составление такого акта в интересах исполнителя: нужно иметь документ с подписью потребителя о том, что в согласованное время работник УК прибыл к потребителю, но обоснованно не ввел ИПУ в эксплуатацию (чтобы избежать обвинений в игнорировании заявки потребителя).
Второй этап — установка контрольных пломб.
На втором этапе представитель исполнителя осуществляет установку контрольных одноразовых номерных пломб на ИПУ (при отсутствии оснований для отказа от ввода ИПУ в эксплуатацию) (п. 81.8 Новых правил). Здесь имеются в виду пломбы на месте присоединения ИПУ к внутридомовым инженерным сетям и внутриквартирному оборудованию.
Третий этап — акт ввода ИПУ в эксплуатацию.
Третий этап – оформление акта ввода ИПУ в эксплуатацию. В акте обозначаются (п. 81.6 Новых правил):
- дата, время и адрес ввода прибора учета в эксплуатацию;
- Ф. И. О., должности и контактные данные лиц, принимавших участие в процедуре ввода счетчика в эксплуатацию;
- тип и заводской номер установленного прибора учета, а также место его установки;
- решение о вводе ИПУ в эксплуатацию;
- показания прибора учета на момент завершения процедуры его ввода в эксплуатацию и указание мест на приборе учета, где установлены контрольные одноразовые номерные пломбы (контрольные пломбы);
- дата следующей поверки.
Акт ввода прибора учета в эксплуатацию составляется в двух экземплярах и подписывается потребителем и представителями исполнителя, принимавшими участие в процедуре ввода ИПУ в эксплуатацию (п. 81.7 Новых правил).
Согласно п. 81.9 Новых правил ввод приборов учета в эксплуатацию в случаях, предусмотренных настоящими правилами, осуществляется исполнителем без взимания платы. Поскольку установка пломб на ИПУ производится непосредственно перед оформлением акта ввода счетчика в эксплуатацию, пломбы устанавливаются бесплатно. Об этом есть специальная норма в п. 81.14 Новых правил: установленный прибор учета, в том числе после поверки, пломбируется исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда пломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом.
Если потребитель заключил с исполнителем договор об установке ИПУ (то есть монтаж прибора выполняет сам исполнитель коммунальных услуг), его ввод в эксплуатацию осуществляется исполнителем путем оформления и подписания соответствующего акта, предусмотренного п. 81.6 Новых правил (п. 81.3). Очевидно, все предыдущие этапы (подача заявки на установку ИПУ, согласование времени, проверка ИПУ и документов на него, установка пломб) выполняются в рамках договора на установку ИПУ.
Выход ИПУ из строя.
В Новых правилах под выходом ИПУ из строя понимаются следующие обстоятельства (п. 81.12):
- неотображение прибором учета результатов измерения;
- нарушение контрольных пломб и (или) знаков поверки;
- механическое повреждение ИПУ;
- превышение допустимой погрешности показаний счетчика;
- истечение межповерочного интервала.
В случае возникновения данных обстоятельств потребитель обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания ИПУ на момент его выхода из строя и обеспечить устранение выявленной неисправности (ремонт, замена, поверка) в течение 30 дней со дня выхода ИПУ из строя (п. 81.13 Новых правил). Если необходим демонтаж счетчика, потребитель обязан известить об этом исполнителя не менее чем за два рабочих дня. Демонтаж, а также последующий монтаж ИПУ выполняются в присутствии представителей исполнителя коммунальных услуг, кроме случаев, когда они не явились к сроку демонтажа, указанному в извещении.
Пунктом «у.2» п. 31 Новых правил предусмотрена обязанность исполнителя коммунальных услуг осуществлять ввод в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета после его ремонта, замены и поверки в срок и порядке, которые установлены настоящими правилами. Это новое положение, до 01.10.2013 в документе была прописана обязанность исполнителя вводить в эксплуатацию только вновь установленные ИПУ. В силу п. 81.14 Новых правил ввод в эксплуатацию прибора учета после его ремонта, замены и поверки осуществляется в порядке, предусмотренном п. 81 – 81.9 Новых правил (см. п. 81.14). Это означает, что потребитель должен подать заявку, согласовать время установки счетчика и т. д. Все действия выполняются бесплатно для потребителя.
Дополнительно к обязанности потребителя обеспечивать проведение поверок ИПУ установлена обязанность направлять исполнителю копию свидетельства о поверке или иного документа, удостоверяющего результаты поверки прибора учета, осуществленной в соответствии с положениями законодательства РФ об обеспечении единства измерений (пп. «д» п. 34 Новых правил). Представляется, что копия данного документа должна быть приложена к заявке потребителя.
В Новых правилах появился единый порядок действий потребителя и исполнителя при вводе ИПУ в эксплуатацию, в том числе после ремонта, поверки. Новые положения направлены в большей степени на защиту прав потребителей. Поправками предусмотрено, что бесплатными для потребителя являются как ввод счетчика в эксплуатацию, так и установка контрольных пломб, кроме случая, когда пломбы ставятся повторно по причине нарушения пломб или знаков поверки потребителем или третьим лицом.
С. Н. Козырева / эксперт журнала
«Жилищно-коммунальное хозяйство:бухгалтерский учет и налогообложение»
Установка счетчиков по приказу
Жильцам домов, где нет технической возможности установить приборы учета электроэнергии, воды, тепла или газа делать этого не придется. Приказ минрегиона по этому поводу сегодня на стр. 23 публикует «Российская газета».
В документе, который вступает в силу первого сентября 2012 года, прописаны конкретные условия, при которых оборудовать помещение счетчиками просто нет смысла.
Речь, к примеру, идет о ситуациях, когда установка приборов учета невозможна без реконструкции, капитального ремонта или прокладки новых инженерных систем. Так как эти работы стоят дорого, а цель установки приборов учета — экономия платы за комуслуги, в Минрегионе посчитали, что проще отказаться от установки счетчиков, нежели ввергать жильцов в дополнительные траты, которые никогда не окупятся.
Авторы документа предусмотрели и ситуацию, когда установить счетчик не позволяют конструкция или размеры помещения. Еще одно условие касается непосредственной эксплуатации приборов учета. Если в помещении нет возможности поддерживать нужный уровень температуры и влажности для нормальной работы счетчиков или возникают трудности со снятием показаний, обслуживанием или заменой, то приборы также можно не устанавливать.
Напомним, квартиры и многоквартирные дома должны быть оборудованы счетчиками на воду, тепло и электричество уже к первому июля 2012 года. Срок обязательной установки приборов учета газа -1 января 2015 года. Если об общедомовых счетчиках не позаботятся сами жильцы, ресурсоснабжающие организации вдальнейшем должны будут установить приборы в принудительном порядке. Расходы все равно придется оплачивать жильцам.
Тем временем установка счетчиков во многих регионах затягивается, и есть большая вероятность, что к назначенному сроку успеют не все. По оценкам экспертов, лучше всего дело обстоит с приборами учета электроэнергии, хотя и они есть не везде. Что же касается счетчиков на воду и тепло, то ситуация еще хуже. «Сроки изначально были поставлены нереальные. И даже то, что их сдвинули на полгода, мало что изменило, — комментирует ведущий юрисконсульт Института экономики города Дмитрий Гордеев. — По закону жильцы могут выбирать любые счетчики из тех, которые внесены в государственный реестр. Понятно, что спрос на более дешевые приборы выше и их не всем хватает».
Есть и другая проблема, связанная с тем, что специалисты, устанавливающие счетчики, не могут успеть сразу везде. «С учетом того, что люди у нас любят тянуть до последнего, эта работа во многих регионах сейчас ведется в авральном режиме, — говорит Гордеев. — Не факт, что приборы в таких условиях будут установлены правильно и качественно». По словам эксперта, единственный реальный выход из положения — это перенос сроков установки счетчиков с первого июля еще хотя бы на год — полтора.
Опять масло масленное Да под эти уточнения можно почти любой МКД подвести, дерьмоновострои конечно нет и нашего века, но прошлого. Мораль: Не стоит спешить отдавать деньги, государство всё равно кинет.
Счетчики установят снабжающие компании
Счетчики на газ, воду и свет россиянам больше не придется устанавливать за свой счет. С предложением переложить эту обязанность с жителей на поставщиков выступили комитеты Госдумы по природным ресурсам и экономполитике. Соответствующие поправки в Жилищный кодекс могут рассмотреть уже в ноябре. Сейчас порядка 30% жильцов, не имеющих приборы учета, обязаны платить по повышенному тарифу. С принятием поправок они будут освобождены от таких трат до тех пор, пока их квартиры не оборудуют приборами учета. Минстрой и Минэнерго концептуально поддерживают инициативу депутатов.
Сейчас у потребителя фактически отсутствует обязанность устанавливать счетчики на тепло, свет и газ. При этом, если прибор отсутствует, гражданин платит надбавку. С 1 июля прошлого года она установлена на уровне 50% от базового тарифа.
Это несправедливо по отношению к потребителю, считает группа депутатов Госдумы во главе с первым зампредом комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Юрием Афониным и зампредом комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Николаем Арефьевым. Они подготовили поправки в Жилищный кодекс (ч. 1 ст. 157) и ФЗ «Об энергосбережении. » («Известия» ознакомились с документом). Эти предложения поддерживает и глава профильного комитета по энергетике Госдумы Павел Завальный.
Предложенные поправки сэкономят деньги жильцов не только на установку, но и на оплату услуг ЖКХ. По закону «Об энергосбережении. » с 2014 года для не имеющих счетчики россиян ввели повышающий коэффициент к тарифу на услуги. С 1 января 2015 года он составлял 1,1, но с 1 июля 2016 года — уже 1,5. Согласно предложениям депутатов, повышающий коэффициент не будет применяться до тех пор, пока потребитель сам не откажется от установки оборудования за счет поставщика. По данным Министерства строительства и ЖКХ, сейчас счетчики имеют порядка 70% домохозяйств страны.
«Настоящий законопроект возлагает обязанность установки, контроля и замены приборов учета на организации, предоставляющие коммунальные услуги. Это соответствует канонам рыночной экономики, приборы учета ставит тот, кто в этом заинтересован», — отметили депутаты в пояснительной записке.
С аналогичной инициативой на заседании президиума Совета законодателей 31 октября выступала зампредседателя Госдумы Ирина Яровая. Во время обсуждения вопроса ее предложение поддержали представители Федеральной антимонопольной службы (ФАС) и Минстроя.
В Минэнерго также высказались за перенос ответственности за счетчики на поставщиков. Это даст толчок к развитию интеллектуального учета электрической энергии на территории страны, рассказали «Известиям» в пресс-службе ведомства.
— При внедрении интеллектуального учета электрической энергии основными выгодами для энергокомпаний будут снижение хищений, сокращение расходов и формирование прозрачного механизма взаимодействия сетей с энергосбытовыми организациями. Потребителю же не придется каждый месяц передавать показания приборов учета, это будет делаться автоматически, — отметили в ведомстве. — Заменяя старые приборы на новые в течение 15 лет мы сможем полностью обновить парк приборов учета.
Энергетики, впрочем, не согласны так быстро переходить к новой модели работы. Поправки потребуют включения расходов на счетчики в тариф, что, в свою очередь, приведет к перекрестному субсидированию: уже установившие счетчики жители заплатят за тех, кому это только предстоит, заметили в пресс-службе крупного поставщика тепла и электричества компании «Квадра». Кроме того, непонятно, что считать отказом собственника в допуске к установке приборов учета, добавили в компании.
Приборы учета требуют специальных условий для установки и нормальной эксплуатации, обеспечить которые может только собственник. Если прибор выйдет из строя, неясно, кто будет за него ответственным, говорит представитель генерирующей компании «Фортум».
Необходимо двигаться поэтапно, начав с передачи ресурсоснабжающим организациям общедомовых приборов учета, а только затем переходить к индивидуальным, причем, с параллельной установкой систем интеллектуального учета, считает представитель компании «Т Плюс».
Представители «Газпром Межрегионгаза» и «Энел Россия», а также ФАС от комментариев отказались.
Министерство строительства и ЖКХ пока не знакомо с поправками, но поддерживает переход к установке систем учета за счет поставщиков. Это должны быть современные счетчики, оснащенные онлайн-передачей информации напрямую поставщику, сообщил «Известиям» замглавы ведомства Андрей Чибис. Он также отметил, что, просто «переложив на ресурсоснабжающие компании установку индивидуальных приборов учета, мы не сделаем систему более прозрачной и эффективной, тогда как системы онлайн-учета с дистанционной передачей данных на это способны».
Переложив обязанность по оборудованию квартир приборами учета на поставщиков, государство решит еще одну проблему. Нередко сторонние организации обманывают жильцов, предлагая переустановить якобы устаревшие счетчики. К примеру, в Москве граждане ежемесячно получают грозные предупреждения о переустановке водяных счетчиков, хотя срок их службы далеко не истек, указывают депутаты в своей инициативе. Часто это становится причиной судебных разбирательств между жителями и ресурсоснабжающими компаниями, подтвердил управляющий партнер коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры» Владимир Старинский.
По его словам, с юридической точки зрения нет никаких препятствий для того, чтобы сделать установку счетчиков обязанностью поставщиков ресурсов. К тому же это заметно увеличит темпы роста доли оснащенных счетчиками домов — установка оборудования будет в интересах поставщика, считает эксперт.
При отмене повышающего коэффициента к жильцам, не имеющим счетчики, платеж снизится на 30–40%, прогнозирует начальник аналитического отдела инвесткомпании ЛМС Дмитрий Кумановский.
По словам главы профильного комитета по энергетике Госдумы Павла Завального, поправки могут быть приняты одновременно с другими поправками, благодаря которым поставщики будут сами собирать плату за ЖКХ в обход управляющих компаний. Как писали «Известия», над соответствующей инициативой сейчас работает Минстрой.