Sfera-perm.ru

Сфера Пермь
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Установка общедомового счетчика по решению суда

Установка и ввод общедомового прибора учета в эксплуатацию

Установка и ввод общедомового прибора учета в эксплуатацию

Порядок установки и принятия в эксплуатацию общедомовых приборов учета (далее по тексту – ОДПУ) до сих пор остается актуальной темой для управляющих компаний и ТСЖ.

В данной статье мы разберем основные вопросы, связанные с ОДПУ.

1) Является ли ОДПУ общим имуществом многоквартирного дома (далее по тексту – МКД)?

Да, является. Согласно Правилам содержания общего имущества в МКД, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 01.01.2001 N 491 (далее – Правила содержания), ОДПУ входят в состав соответствующих внутридомовых инженерных систем (холодного и горячего водоснабжения — п. 5, отопления — п. 6, электроснабжения — п. 7). Кроме этого, место установки ОДПУ является границей эксплуатационной ответственности сторон по договору ресурсоснабжения, заключаемого между УК (ТСЖ) и ресурсоснабжающей организацией (РСО).

2) Кто ответственен за содержание и ремонт ОДПУ?

Ответственность за надлежащее содержание и ремонт ОДПУ лежит на УК (ТСЖ).

Надлежащая эксплуатация ОДПУ (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т. д.) производится УК (ТСЖ) в составе работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества МКД (пп. «к» п. 11 Правил содержания).

Обслуживание и ремонт автоматизированных систем снятия показаний с ОДПУ должно осуществляться за счет средств РСО.

Согласно пп. «ж» п. 18 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией, или товариществом собственников жилья, либо жилищным кооперативом, или иным специализированным потребительским кооперативом, договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.01.2001 N 124 УК (ТСЖ) обязаны не препятствовать представителям РСО в установке систем автоматизированного снятия показании ОДПУ. Понесенные в связи с установкой таких систем расходы, а также расходы, связанные с передачей показаний РСО, не вправе требовать от исполнителя услуг (УК, ТСЖ) за исключением случаев, когда общее собрание собственников приняло решение о включении таких расходов в состав платы за содержание и ремонт жилого помещения.

3) Кто должен установить ОДПУ?

Лица, на которых возложена обязанность установки ОДПУ, и сроки установки установлены Федеральным законом от 01.01.2001 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее – Закон об энергосбережении).

Согласно данному Федеральному закону обязанность установки ОДПУ изначально была возложена на собственников помещений в МКД. Так, согласно п. 5 ст. 13 Закона об энергосбережении в срок до 01 июля 2012 года собственники помещений в МКД обязаны были обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Установка ОДПУ является увеличением структуры общего имущества МКД и относится к работам по капитальному ремонту (пп. «б» ст. 3 Федерального закона от 01.01.2001 N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию ЖКХ»).

Принятие решение о проведении капитального ремонта общего имущества относится к компетенции общего собрания собственников помещений (пп. 1 п. 2 ст. 44 ЖК РФ), причем проголосовать за установку ОДПУ должно не менее 2/3 голосов от общего числа голосов собственников помещений в МКД (пп. 1 п. 46 ЖК РФ).

Если в срок до 01 июля 2013 года ОДПУ собственниками помещений в МКД не установлен, то в соответствии с п. 12 Закона об энергосбережении установить ОДПУ должны были ресурсоснабжающие организации. Собственники помещений впоследствии должны были оплатить стоимость ОДПУ и затраты на его установку ресурсоснабжающей организации или единовременным платежом или равными долями в течение пяти лет с даты установки.

С 14.08.2013 вступили в силу Постановление Правительства РФ от 01.01.2001 N 643 «Об утверждении типовых договоров в области горячего водоснабжения» и Постановление Правительства РФ от 01.01.2001 N 645 «Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения». В типовых договорах, которые утверждены вышеуказанными нормативно-правовыми актами, прямо указано, что абонент (УК, ТСЖ) обязан «устанавливать приборы учета на границах эксплуатационной ответственности или в ином месте, определенном настоящим договором».

Кроме этого, арбитражная практика в настоящее время складывается зачастую не в пользу управляющих компаний.

Так, Арбитражный суд Красноярского края, рассматривая спор между управляющей компанией и ГЖИ (Дело /2013) об оспаривании предписания контролирующего органа об обязанности УК установить общедомовые приборы учета, поддержал позицию ГЖИ и оставил предписание в силе.

Как указал суд, сославшись на Постановление Президиума ВАС РФ /10 по делу, «все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме».

По мнению суда и ГЖИ, управляющая компания обязана устанавливать общедомовые приборы учета вне зависимости от решения собственников помещений в МКД, так как это, согласно Закону об энергосбережении, «Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме,

за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий».

Решение суда да и позиция ГЖИ, конечно, далеки от здравого смысла, но однако очередной «перенос» ответственности по установке ОДПУ с РСО на УК налицо.

Читайте так же:
Как добавить код счетчика wix

4) Как поступать УК (ТСЖ) в ситуации, если ресурсоснабжающая организация ОДПУ в установленный срок не установила?

По истечении срока (01 июля 2013 года), установленного п. 12 Закона об энергосбережении, обязанность РСО установить ОДПУ в МКД не прекращается.

Порядок заключения договоров на установку приборов учета регулируется Приказом Минэнерго РФ «Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов» (далее – Приказ № 000).

Согласно п. 5 Приказа № 000, заказчик – юридическое лицо или ИП – направляет в адрес РСО письменную заявку (оферту) с приложением указанных в п. 6 Приказа № 000 документов:

1) копии документов, подтверждающих право собственности на объект, подлежащий оснащению прибором учета;

3) копия свидетельства о государственной регистрации;

4) копия свидетельства о постановке на учет в налоговых органах Российской Федерации;

5) документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявку.

Ссылка РСО на то, что заказчиком может выступать лишь собственник (собственники) помещений в МКД, противоречит п. 3 Приказа №1 49, согласно которому в качестве заказчика по договору на установку ОДПУ может выступать «лицо, ответственное за содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме».

В течение 10 дней с момента получения документов

РСО производит осмотр объекта на предмет проверки наличия технической возможности установки ОДПУ (п. 10 Приказа № 000) и при наличии технической возможности не позднее 15 дней с даты осмотра РСО направляет заказчику (УК, ТСЖ) проект договора (п. 11 Приказа № 000).

Заказчик после получения от РСО проекта договора подписывает его и не позднее 15 рабочих дней со дня получения проекта направляет подписанный экземпляр РСО.

Указанный выше договор является публичным (п. 3 Правил № 000).

В соответствии с п. 1 ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратиться.

В силу п. 4 ст. 445 ГК РФ если сторона, для которой в соответствии с ГК РФ или иными законами (в рассматриваемой ситуации обязанность установки ОДПУ, а следовательно, и заключения договора установлена п. 9 ст. 13 Закона об энергосбережении) заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

Поэтому УКК (ТСЖ) могут выполнить вышеуказанные действия и потом обжаловать бездействие РСО, выразившееся в неустановке ОДПУ в арбитражном суде.

Арбитражная практика складывается в пользу УК (ТСЖ):

Постановление ФАС Уральского округа от 01.01.01 г. /12 по делу

Обращаем Ваше внимание на то, что нарушение ресурсоснабжающими организациями требований Закона об энергосбережении является основанием для привлечения их к административной ответственности по КоАП РФ.

Так, согласно п. 12 ст. 9.16 КоАП, необоснованный отказ или уклонение организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических

Согласно п. 4 ст. 753 ГК РФ «односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными».

Иными словами, РСО, установив в МКД общедомовой прибор учета, должен направить в адрес УК (ТСЖ) подписанный со своей стороны акт приемки-сдачи работ, а УК (ТСЖ) обязаны данный акт подписать или направить в ответ мотивированный отказ.

Срок ввода ОДПУ в эксплуатацию установлен п. 3 ст. 13 Закона об энергосбережении «приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию».

Таким образом, УК (ТСЖ) и РСО фактически одновременно с датой подписания акта акт приемки-сдачи работ должны ввести ОДПУ в эксплуатацию, оформив это соответствующим актом.

Порядок ввода общедомовых приборов учета в эксплуатацию законодательно закреплен в:

1) по ГВС и тепловой энергии в п. 7 ст. 19 Федерального закона -ФЗ «О теплоснабжении», пункты 61-73 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утверждены постановлением Правительства РФ от 01.01.01 г. № 000

2) По ХВС п. 2 ст. 20 Федеральный закон -ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», пункты 34-46 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства РФ от 4 сентября 2013 г. № 000

3) По электроснабжению в п. 152 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ

Как УК учесть при налогообложении приобретение и установку общедомовых приборов учета

Налог на прибыль

Установку общедомовых приборов учета можно приравнять к капитальному ремонту. Это следует из подпункта 6 пункта 3 статьи 15 Закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ и пункта 2.4.2 постановления Госстроя России от 27 сентября 2003 г. № 170. Поэтому при расчете налога на прибыль затраты на общедомовые счетчики учитывайте так же, как и расходы на капитальный ремонт.

НДС

Реализация работ по ремонту (в т. ч. по установке общедомовых приборов учета) в сумме, выставленной подрядной организацией, от НДС освобождена (подп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ). Кроме того, средства, собранные управляющей организацией на ремонт (например, с собственников помещений), не нужно включать в налоговую базу по НДС, если они направляются в резерв на проведение капитального и текущего ремонта (п. 3 ст. 162 НК РФ, письмо Минфина России от 4 октября 2012 г. № 03-07-11/399). Подробнее см. Как УК учесть при налогообложении ремонт дома .

Если счетчики устанавливаются с оплатой в рассрочку, проценты за кредит НДС не облагайте .

Пример отражения в бухучете и при налогообложении расходов на приобретение общедомового прибора учета. Оплата произведена единовременным платежом

Управляющая компания «Альфа» применяет общую систему налогообложения, использует освобождение от НДС по операциям, предусмотренным подпунктом 30 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ.

Помимо коммунальных платежей, организация взимает с собственников помещений многоквартирного дома плату за ремонт. Расходы на установку общедомового прибора учета входят в состав расходов на капитальный ремонт.

Стоимость установки приборов учета составляет 59 000 руб. Столько же получено от собственников помещений.

В январе произведена установка прибора учета по цене 59 000 руб. (в т. ч. НДС – 9000 руб.). В учетной политике «Альфы» для целей бухучета есть положение о том, что общедомовые приборы учета отражаются на забалансовом счете 014.

В учете были сделаны проводки:

Дебет 51 Кредит 62 субсчет «Расчеты по авансам полученным»
– 59 000 руб. – получены средства от собственников помещений;

Дебет 20 Кредит 60
– 50 000 руб. – учтены расходы на установку прибора учета;

Дебет 19 Кредит 60
– 9000 руб. – выделен входной НДС.

Принять входной НДС к вычету нельзя, бухгалтер включил его в стоимость работ:

Дебет 20 Кредит 19
– 9000 руб. – увеличена стоимость работ;

Дебет 014
– 59 000 руб. – отражена стоимость прибора учета на забалансовом счете;

Дебет 60 Кредит 51
– 59 000 руб. – перечислена оплата поставщику за счет средств собственников помещений многоквартирного дома;

Дебет 90-2 Кредит 20
– 59 000 руб. – списаны на себестоимость расходы по установке счетчика;

Дебет 62 Кредит 90-1
– 59 000 руб. – отражена выручка от реализации услуг по установке счетчиков на момент приемки работ (в сумме средств, полученных от собственников помещений);

Дебет 62 субсчет «Расчеты по авансам полученным» Кредит 62
– 59 000 руб. – зачтена предоплата, полученная от собственников помещений.

Доходы и расходы для целей расчета налога на прибыль у организации не возникают (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Пример отражения в бухучете и при налогообложении расходов на приобретение общедомового прибора учета. Оплата произведена в рассрочку

Управляющая компания «Альфа» применяет общую систему налогообложения, использует освобождение от НДС по операциям, предусмотренным подпунктом 30 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ.

Помимо коммунальных платежей, организация взимает с собственников помещений многоквартирного дома плату за ремонт. Расходы на установку общедомового прибора учета входят в состав расходов на капитальный ремонт.

Согласно решению собственников в доме будут установлены несколько приборов учета.

Стоимость установки составляет 274 800 руб. (включая проценты за рассрочку и входной НДС – 41 918,64 руб.). Управляющая компания реализует услуги по установке по стоимости, предъявленной ей ресурсоснабжающей организацией с учетом процентов за рассрочку. Аналогичную рассрочку она предоставила и собственникам.

Ежемесячно от собственников управляющая компания получает 4580 руб. (с учетом процентов за рассрочку).

В учетной политике «Альфы» для целей бухучета есть положение о том, что общедомовые приборы учета отражаются на забалансовом счете 014.

В учете были сделаны проводки:

Дебет 51 Кредит 62 субсчет «Расчеты по авансам полученным»
– 4580 руб. – получены средства от собственников помещений;

Дебет 20 Кредит 60
– 232 881,36 руб. – учтены расходы на установку прибора учета;

Дебет 19 Кредит 60
– 41 918,64 руб. – выделен входной НДС.

Принять входной НДС к вычету нельзя, бухгалтер включил его в стоимость работ:

Дебет 20 Кредит 19
– 41 918,64 руб. – увеличена стоимость работ;

Дебет 014
– 274 800 руб. – отражена стоимость приборов учета на забалансовом счете;

Дебет 60 Кредит 51

– 4580 руб. – перечислена оплата поставщику за счет средств собственников помещений многоквартирного дома;

Дебет 90-2 Кредит 20
– 274 800 руб. – списаны на себестоимость расходы по установке счетчика;

Дебет 62 Кредит 90-1
– 274 800 руб. – отражена выручка от реализации на момент приемки работ;

Дебет 62 субсчет «Расчеты по авансам полученным» Кредит 62
– 4580 руб. – зачтена предоплата, полученная от собственников помещений.

Начиная со следующего месяца суммы полученных средств бухгалтер отражает проводкой:

Дебет 51 Кредит 62
– 4580 руб. – получены средства от собственников помещений.

Доходы и расходы для целей расчета налога на прибыль у организации не возникают (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

УСН

Читайте так же:
Сброс счетчика отработанных чернил epson l210

Установку общедомовых приборов учета можно приравнять к капитальному ремонту. Это следует из подпункта 6 пункта 3 статьи 15 Закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ и пункта 2.4.2 постановления Госстроя России от 27 сентября 2003 г. № 170. Поэтому при расчете единого налога учитывайте расходы на общедомовые счетчики так же, как и расходы на капитальный ремонт.

Пример отражения в бухучете и при налогообложении расходов на приобретение общедомового прибора учета. Оплата произведена единовременным платежом

Управляющая компания «Альфа» применяет упрощенку.

Помимо коммунальных платежей, организация взимает с собственников помещений многоквартирного дома плату за ремонт. Расходы на установку общедомового прибора учета входят в состав расходов на капитальный ремонт.

Стоимость установки приборов учета составляет 59 000 руб. Столько же получено от собственников помещений.

В январе произведена установка прибора учета по цене 59 000 руб. (в т. ч. НДС – 9000 руб.). В учетной политике «Альфы» для целей бухучета есть положение о том, что общедомовые приборы учета отражаются на забалансовом счете 014.

В учете были сделаны проводки:

Дебет 51 Кредит 62 субсчет «Расчеты по авансам полученным»
– 59 000 руб. – получены средства от собственников помещений;

Дебет 20 Кредит 60
– 50 000 руб. – учтены расходы на установку прибора учета;

Дебет 19 Кредит 60
– 9000 руб. – выделен входной НДС;

Дебет 20 Кредит 19
– 9000 руб. – увеличена стоимость работ;

Дебет 014
– 59 000 руб. – отражена стоимость прибора учета на забалансовом счете;

Дебет 60 Кредит 51
– 59 000 руб. – перечислена оплата поставщику за счет средств собственников помещений многоквартирного дома;

Дебет 90-2 Кредит 20
– 59 000 руб. – списаны на себестоимость расходы по установке счетчика;

Дебет 62 Кредит 90-1
– 59 000 руб. – отражена выручка от реализации услуг по установке счетчиков на момент приемки работ (в сумме средств, полученных от собственников помещений);

Дебет 62 субсчет «Расчеты по авансам полученным» Кредит 62
– 59 000 руб. – зачтена предоплата, полученная от собственников помещений.

Доходы и расходы для целей расчета единого налога при упрощенке не возникают (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15, подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Пример отражения в бухучете и при налогообложении расходов на приобретение общедомового прибора учета. Оплата произведена в рассрочку

Управляющая компания «Альфа» применяет упрощенку.

Помимо коммунальных платежей, организация взимает с собственников помещений многоквартирного дома плату за ремонт. Расходы на установку общедомового прибора учета входят в состав расходов на капитальный ремонт.

Согласно решению собственников в доме будут установлены несколько приборов учета.

Стоимость установки составляет 274 800 руб. (включая проценты за рассрочку и входной НДС – 41 918,64 руб.). Управляющая компания реализует услуги по установке по стоимости, предъявленной ей ресурсоснабжающей организацией с учетом процентов за рассрочку. Аналогичную рассрочку она предоставила и собственникам.

Ежемесячно от собственников управляющая компания получает 4580 руб. (с учетом процентов за рассрочку).

В учетной политике «Альфы» для целей бухучета есть положение о том, что общедомовые приборы учета отражаются на забалансовом счете 014.

В учете были сделаны проводки:

Дебет 51 Кредит 62 субсчет «Расчеты по авансам полученным»
– 4580 руб. – получены средства от собственников помещений;

Дебет 20 Кредит 60
– 232 881,36 руб. – учтены расходы на установку прибора учета;

Дебет 19 Кредит 60
– 41 918,64 руб. – выделен входной НДС;

Дебет 20 Кредит 19
– 41 918,64 руб. – увеличена стоимость работ;

Дебет 014
– 274 800 руб. – отражена стоимость приборов учета на забалансовом счете;

Дебет 60 Кредит 51

– 4580 руб. – перечислена оплата поставщику за счет средств собственников помещений многоквартирного дома;

Дебет 90-2 Кредит 20
– 274 800 руб. – списаны на себестоимость расходы по установке счетчика;

Дебет 62 Кредит 90-1
– 274 800 руб. – отражена выручка от реализации на момент приемки работ;

Дебет 62 субсчет «Расчеты по авансам полученным» Кредит 62
– 4580 руб. – зачтена предоплата, полученная от собственников помещений.

Начиная со следующего месяца суммы полученных средств бухгалтер отражает проводкой:

Дебет 51 Кредит 62
– 4580 руб. – получены средства от собственников помещений.

Доходы и расходы для целей расчета единого налога при упрощенке не возникают (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15, подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Закон требует установить общедомовые приборы учета до 1 июля

Опоздавших будут штрафовать

Читайте так же:
Счетчик турбинный wph zenner

Кого закон обязывает устанавливать общедомовые и индивидуальные счетчики, кто должен платить за них, что ждет нарушителей закона? На эти вопросы отвечает начальник городского управления по координации, анализу и тарифному регулированию отрасли ЖКХ Елена МАРЧАК.

Кто должен заплатить за покупку и установку общедомового счетчика

Согласно ст. 13 ч. 5 закона об энергосбережении именно мы, собственники жилых помещений в многоквартирном доме, «обязаны обеспечить оснащение своих домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию».

Это утверждение подкрепляет ст. 158 Жилищного кодекса, где сказано: «Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения».

Значит, хозяевам помещений рано или поздно придется раскошелиться. При этом сам процесс установки общего счетчика, а также вопрос оплаты за него может решаться по-разному.

Установить прибор учета жильцы решают сами

Обычно такой вариант выбирают в ТСЖ или в домах с активным домкомом. Здесь жильцы понимают, что требований закона не обойти, а также осознают выгоду от установки прибора учета. Как правило, состояние таких домов удовлетворительное: им не требуется срочный капитальный ремонт системы водоснабжения или электроэнергии, а на счету многоэтажки уже скопилась немалая сумма.

Ее-то жильцы и решают потратить на установку счетчиков. Для этого им надо собрать общее собрание и проголосовать. Деньги в этом случае снимаются со статьи «Текущий ремонт».

В случае если средств недостаточно, собственники могут собрать средства на установку счетчика дополнительно к основным платежам. Здесь также нужно провести общее собрание и проголосовать за целевой сбор. Если большинство собственников согласятся на дополнительные траты, то нести их придется даже тем, кто проголосовал против.

Читайте так же:
Счетчик жидкости расход 7

По поручению хозяев дома за реализацию этого решения возьмется ТСЖ или управляющая компания.

Счетчик устанавливается по предложению УК

Если жильцы не торопятся устанавливать общедомовой прибор учета, то такое предложение обязана выдвинуть управляющая компания. В соответствии со ст. 12 п. 7 закона об энергосбережении УК обязана «регулярно (не реже чем один раз в год) разрабатывать и доводить до сведения собственников помещений в многоквартирном доме предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в многоквартирном доме». При этом требуется указать расходы на реализацию этих предложений, объем ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроки окупаемости предлагаемых мероприятий.

УК должна способствовать проведению собраний, а жильцы — либо поддержать решение об установке счетчика, либо отклонить его.

Что касается оплаты, то жителям традиционно предложат использовать деньги по статье «Текущий ремонт» или организовать дополнительный сбор средств. Иногда УК предлагает жителям поставить счетчик в рассрочку.

За установку берутся ресурсники

Если до июля 2012 г. общедомовой прибор учета так и не будет установлен, то за дело возьмутся компании, которые поставляют в дом свет, воду и тепло. Ст. 13 п. 9 закона обязывает их «осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют».

Ресурсники направят всем УК и ТСЖ договор, в котором предложат подходящий для каждого конкретного дома прибор учета. Затем они сами установят счетчик. Жильцы и обслуживающая организация, в свою очередь, обязаны предоставить такой компании доступ в подвалы, к сетям и др. объектам общедомового имущества.

Платить за прибор учета придется опять же жильцам, причем можно делать это в рассрочку до 5 лет. Правда, к общей стоимости оборудования прибавятся еще и проценты, которые не должны превышать ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день начисления.

Надо отметить, что отказаться от предлагаемых услуг собственники уже не смогут. Если они не захотят добровольно оплатить прибор учета и расходы по его установке, поставщики коммунальных услуг без проблем взыщут эти деньги через суд.

Если сегодня жильцы хотят установить счетчик, а на счету дома не хватает денег и УК не может предоставить рассрочку из собственных средств, закон позволяет собственникам обратиться в ресурсоснабжающую компанию и заключить с ней договор на установку счетчика. И компания не имеет права отказать в этом.

Может случиться, что из экономии средств жильцы просто затянут установку счетчика. Тогда государство включит жесткие, но законные рычаги: на ТСЖ и УК посыплются предписания и штрафы.

Кодекс рассудит и посчитает

Законодатели предусмотрели: вряд ли все жильцы бросятся с удовольствием исполнять закон и ставить счетчики. Потому в Административный кодекс РФ внесены изменения, предусматривающие штрафы и наказания для тех, кто не успеет вовремя обзавестись приборами учета.

Если речь идет о ТСЖ, УК, ресурсоснабжающих организациях, то здесь должностным и юридическим лицам грозят штрафы от 5 до 150 тыс. руб.

Что касается собственников жилых помещений, которые после 1 июля не оплатят прибор учета и расходы ресурсоснабжающей организации по его установке, то им придется отвечать в суде. В этом случае проигравшему иск жильцу придется оплатить еще и судебные издержки вплоть до принудительного их взыскания.

Записала Анна ЖЕЛЕЗНЯК.

Инфографика

В Волгограде общедомовыми приборами учета оснащено: электросчетчиками — 56% жилых домов; холодного водоснабжения — 11%; приборами учета горячего водоснабжения и теплоснабжения — 25% многоэтажек.

Всего в Волгограде установлено 2853 общедомовых прибора учета электроэнергии, а также 1177 приборов учета тепла, 56 приборов учета холодного водоснабжения, 506 приборов учета горячего водоснабжения.

Индивидуальные приборы учета энергоресурсов собственникам жилых помещений необходимо установить за свой счет. Счетчики горячей и холодной воды должны появиться в наших квартирах до 1 июля 2012 г., газовые счетчики — до 1 января 2015 г.

На очередном общегородском совещании в мэрии руководитель департамента ЖКХ и ТЭК Владимир Агабеков доложил: оснащение жилых домов коллективными счетчиками является обязанностью управляющих компаний. В связи с этим департамент ЖКХ и ТЭК администрации Волгограда ведет работу с управляющими организациями, ТСЖ и жилищными кооперативами. В ближайшее время во всех районах города будет проведена инвентаризация жилищного фонда на предмет оснащения счетчиками.

Если вы стали очевидцем происшествия, у вас есть фото или видео с места ЧП, или вы хотите поделиться своей новостью или проблемой, — пишите или звоните!

Мы доступны в WhatsApp и Viber. Вы также можете присылать сообщения в социальных сетях: в «ВКонтакте», Facebook, Instagram и в «Одноклассниках»

Звоните в любое удобное для вас время, чтобы лично задать вопросы журналистам «Городских вестей». Будем рады общению!

Ресурсоснабжающие организации обязаны устанавливать как общедомовые, так и индивидуальные приборы учета — письма Минрегиона РФ и ФАС России

Министерство регионального развития Российской Федерации в связи с многочисленными обращениями организаций водопроводно-канализационного хозяйства по вопросу разъяснения положений статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261­-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон) сообщает следующее.

Читайте так же:
Счетчик расхода топлива для легкового автомобиля

В соответствии с пунктом 9 статьи 13 указанного Закона с 1 июля 2010 года организации, которое осуществляют снабжение водой или передачу ресурса и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов (далее — ресурсоснабжающие организации), подлежащих в соответствии с требованиями данной статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

Учитывая требования к местам установки приборов учета, определенные пунктом 1 рассматриваемой статьи, и положения Жилищного кодекса Российской Федерации в части общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, ресурсоснабжающие организации обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации только коллективных (общедомовых) приборов учета в местах подключения объектов (многоквартирных домов) к централизованным системам водоснабжения, либо в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических и коммунальных ресурс он и принадлежащих на праве собственности, или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании, разным лицам.

В зависимости от способа управления многоквартирным домом (статья 161 Жилищного кодекса Российской Федерации) лицами, которые могут обратиться к ресурсоснабжающей организации с целью заключения договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации коллективных (общедомовых) приборов учета, являются:
— при непосредственном способе управления — собственники помещении в многоквартирном доме;
— при управлении товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом — товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив соответственно;
— при управлении управляющей организацией — соответствующая управляющая организация.

Согласно требованиям статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128­-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность по изготовлению и ремонту средств измерений. Деятельность по установке, замене и (или) эксплуатации приборов учета лицензированию не подлежит.

Примечание редактора: Федеральный закон от 08.08.2001 г. №128­-ФЗ утратил силу.
Перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии, установлен Федеральным законом от 04.05.2011 г. №99-ФЗ.

Директор Департамента
жилищно-коммунального хозяйства
И.Л. Булгакова


2. Письмо Минрегиона РФ от 27.10.2011 г. № 29432-АП/14

Министерством регионального развития Российской Федерации в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации направлялось письмо от 7 декабря 2010 г. № 41190-ИБ/14 по вопросу разъяснения положений статья 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 5.3.1.16 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 331, ФАС России осуществляет контроль за соблюдением организациями, обязанными осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, требований о заключении и исполнении договора об установке, замене, эксплуатации указанных приборов, порядка его заключения, а также требований о предоставлении предложений об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов. При этом согласно пункту 5.4 Положения ФАС России обобщает и анализирует практику применения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, разрабатывает рекомендации по применению антимонопольного законодательства.

На основании изложенного Минрегион России отзывает письмо от 7 декабря 2010 г. № 41190-ИБ/14. За разъяснениями по вышеуказанным вопросам необходимо обращаться в ФАС России.

3. Информация ФАС России

В Федеральную антимонопольную службу (ФАС России) поступило письмо Минрегион России от 07.12.2010 № 41190-ИБ/14, в котором даны разъяснения по применению Закона об энергосбережении.

Разъяснения касались требований к местам установки приборов учета энергетических ресурсов. При этом в письме было указано, что «ресурсоснабжающие организации обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации только коллективных (общедомовых) приборов учета в местах подключения объектов (многоквартирных домов) к централизованным системам водоснабжения».

Кроме того, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 20.02.2010 № 67 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам определения полномочий федеральных органов исполнительной власти в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» к ведению ФАС России отнесены полномочия по контролю за соблюдением организациями, обязанными осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, требований о заключении и исполнении договора об установке, замене, эксплуатации указанных приборов, порядка его заключения, а также требований о предоставлении предложений об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов. При этом в соответствии с положениями пункта 5.4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2006 № 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе Российской Федерации» ФАС России наделена полномочиями по обобщению, разработке рекомендаций по применению и анализу практики применения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности. Таким образом, именно ФАС России является органом, уполномоченным давать разъяснения по вопросу установки приборов учета в рамках предоставленных полномочий.

Основываясь на изложенном, ФАС России направила требование об отзыве письма Минрегиона России. Требование было исполнено. В адрес органов исполнительной власти направлено письмо от 27.10.2011 №29432-АП/14 об отзыве письма от 07.12.2010 № 41190-ИБ/14.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector