Sfera-perm.ru

Сфера Пермь
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Срок службы общедомовых счетчиков

Подробно о сроках службы счетчиков горячей и холодной воды

Какие бывают?

Использование расходомера подразумевает самостоятельное отслеживание сроков:


Гарантийный период. В это время можно бесплатно заменить, отремонтировать вышедший из строя прибор.
Для счетчиков в квартирах срок составляет 1,5 года с момента начала использования при условии стандартного диаметра 8-50 и пропускной способности не выше 202,5 тыс. кубометров.

  • Межповерочный период. В среднем каждые 4 года для ГВС и 6 лет для ХВС необходимо тестировать устройство, проверять точность показаний, корректность отражения данных.
  • Время эксплуатации. Временной отрезок, по окончанию которого счетчик нужно заменить, прописан в техпаспорте изделия. Может эксплуатироваться десятилетиями.
  • Периодичность поверки счетчиков холодной и горячей воды

    При поверки сроков замены приборов учета воды, необходимо учитывать ряд факторов:

    • импортные приборы проверяются реже;
    • узнать дату следующей поверки можно из технического паспорта, которая указывается производителем;
    • период между проверками счетчика исчисляется с момента производства его на заводе, а не с момента установки.

    Часто задают вопросы:

    • Поверка счетчиков воды, через сколько лет проводится после замены? Раньше срок поверки счетчиков воды, проводился один раз в 4 года для холодной воды, 6 лет для горячей воды (из-за агрессивной среды в которой происходит эксплуатация ИПУ).

    Сегодня для современных счетчиков водоснабжения срок поверки составляет 6 лет.

    • Какой нормативный документ регулирует сроки проверки счетчиков? Срок межповерочного интервала счетчиков воды выставляет завод-изготовитель и указывает в техническом паспорте. В законе нет, нормативного акта.

    В помещениях на территории России имеется возможность устанавливать измерительные приборы как российского производства, так и зарубежного. Импортные приборы более надежные, соответственно и срок поверки у них гораздо реже.

    Внеплановые проверки

    Иногда возникают ситуации, когда работа счетчиков учета воды проверяется внепланово:

    • управляющая компания заметила нарушения в работе прибора, например, резкое изменение количества потребляемой воды;
    • была нарушена целостность пломб;
    • по инициативе собственника помещения (заводской брак);
    • в случае утери технического паспорта.

    Законодательная база

    По закону рекомендуемый срок службы крыльчатого расходомера – 12 лет. Это прописано в ГОСТ Р 50601-93 вместе с нормами, требованиями к этой технике. Гарантийное обслуживание крыльчатой продукции производится на протяжении 18 месяцев. На другие приборы срок службы устанавливает производитель.

    Постановление №354 описывает правила обеспечения населения коммунальными услугами, права потребителей, их обязанности, среди которых:

    1. Ремонт или замена счетчика при обнаружении поломки, истечении срока службы.
    2. Проведение поверок в установленное законами, изготовителем время.
    3. Открывание доступа проверяющим сотрудникам для проверки.

    Внимание. Некоторые производители делают счетчики не по государственному стандарту, а по ТУ – собственным техническим условиям. В них могут отсутствовать неудобные изготовителю требования, поэтому перед приобретением следует это уточнить.

    Правовые и законодательные нормы

    Правила предоставления коммунальных услуг, права и обязанности потребителей, порядок учета коммунальных услуг при использовании соответствующих счетчиков, а также порядок проведения поверок их технической исправности и прочие вопросы регулируются принятым Правительством в 2011 году Постановлением № 354, в редакции с изменениями, вступившими в силу с 12.01. 2021.

    В соответствии с нормами ст. 9 ФЗ № 102, в действующей редакции от 13.07. 2015, с целью обеспечения единства измерений, приборы учета должны быть утвержденного типа, допускаются к применению при соблюдении сроков их поверки от даты изготовления и предыдущего.

    В техническом паспорте, прилагаемом к любому прибору при его приобретении, указаны эксплуатационные сроки службы и гарантии (как правило, не менее 1, 5 года).

    Методика, как происходит распределение между абонентами количества потребленных объемов горячей и холодной воды, при наличии общедомовых счетчиков в многоквартирных домах, утверждена Правительственным Постановлением Москва № 77-ПП, в последней редакции от 25. 02. 2014.

    Организация и порядок проведения государственных испытаний средств измерений осуществляется согласно ГОСТ 8.001-80 ГСИ.

    Общие технические условия крыльчатых счетчиков питьевой воды должны соответствовать нормам государственного стандарта РФ — ГОСТ Р 50601-93.

    Периодичность поверок, чтобы не сделали перерасчет без учета показаний счетчика по установленным нормам оплаты, составляет:

    • · для учета потребления холодной воды – 6 лет;
    • · для горячей – 4 года.

    Промежуток времени проведения очередной поверки для горячей воды на два года меньше объясняется воздействием высоких температур на более быстрое изнашивание деталей прибора.

    Методы и средства поверки счетчиков холодной воды применяются, руководствуясь, ГОСТ 8.156-83, утвержденного Постановлением Госстандарта СССР от 19.07.1983 № 3355, который носит сегодня рекомендательный характер.

    Период использования прибора учета холодного водоснабжения

    Соответствующие государственным стандартам приборы могут работать 16 лет.

    Длительность эксплуатации напрямую зависит от факторов:

    • качество сборки;
    • качество материалов;
    • точность соблюдения технологии;
    • условия, в которых прибор будет служить.

    Внимание! Профессионалы рекомендуют менять устройства перед второй поверкой.

    Что такое поверка счетчиков воды?

    Поверкой называют процедуру, которая проводится для измерения точности счетчиков. Измерительный прибор определяет допустимую величину погрешности, которая указывается в техническом паспорте средства. При погрешности выше нормы оформляется акт, в котором указывается требование о замене ИПУ.

    Поверку необходимо проводить раз в несколько лет. Работник ЖКХ или водоканала проводит необходимые замеры.

    Где прописано время использования?

    Дату изготовления, заводской проверки и время, через которое стоит отдать прибор уполномоченным организациям для контроля точности, можно найти в техническом паспорте прибора. Там же описаны правила эксплуатации техники и другие необходимые данные.

    Читайте так же:
    Габаритные размеры счетчика меркурий 230

    Справка. Восстановить техническую документацию опломбированного оборудования можно, обратившись к производителю или взяв копию в управляющей компании, ЖЭКе. Не опломбированную технику придется заменить, если изготовитель откажет в выдаче техпаспорта.

    Могут ли представители контроля приходить чаще и перепроверять


    Проверка устройств

    Обязанность жителей квартир самостоятельно заниматься проблемой проверки работоспособности водомеров официально указана в Федеральном законе «Об обеспечении единства измерений». При этом точные интервалы процедуры там не описаны. Изначально срок службы водосчетчиков горячей и холодной воды диктуется на региональном уровне.

    Однако из закона следует, что представители контроля не должны приходить по личной инициативе и проверять оборудование. Осмотр заказывается гражданином в специализированных аккредитованных жилищной компанией организацией. При себе у мастера должна быть копия аттестата, разрешающего ему производить подобный тип работ.

    После проведения осмотра заказчику выдают акт о техническом состоянии учетной техники, из которой становится ясно, соответствует ли прибор общим стандартам. Документ передается в управляющую компанию.

    Осмотр – это личное дело владельца дома, и он не может происходить в принудительном порядке. По желанию, жилец имеет право производить контроль чаще срока и даже реже (за это предусматриваются последствия).

    Формально никаких штрафов на несвоевременное производство проверки счетчика в актах не указано. Проблемы происходят на уровне управляющей компании: в базе жильцов имеются данные о техническом состоянии измерительной техники. Если информация о годности прибора не поступила в компанию, счет за воду могут начать исчислять по старому нормативу.

    Список поломок, приводящих к вынужденной замене

    Определить поломку водомера можно визуально – некорректное отражение фактического объема, периодические или полные остановки движения циферблата.

    Перечень неисправностей:


    нарушение герметичности, сопровождающееся потением стекла;

  • неправильная установка, перекос;
  • обнаружение заводского дефекта;
  • большая температура воды, приводящая к плавлению пластмассовых деталей;
  • давление, превышающее норму;
  • засорение труб;
  • несанкционированное вмешательство посторонних лиц.
  • Обнаружение поломки ведет к вынужденной замене водомера.

    Законодательные основы

    Срок службы прибора устанавливается производителем и указывается в паспорте устройства. Законом регламентируется главным образом срок, через который должна быть проведена поверка прибора. Детали проведения поверки отражены в ряде актов, из которых стоит выделить Федеральный закон № 102 «Об обеспечении единства измерений».

    Что до сроков службы, то, как уже отмечалось, в первую очередь они устанавливаются производителем, однако есть на этот счёт и предписания в законодательстве: в ГОСТ Р 50601–93 указано, что срок годности крыльчатых счётчиков составляет 12 лет, а гарантия при стандартных параметрах – 18 месяцев. Но данное установление не отменяет необходимости проходить поверки, а также и не запрещает производителям ставить сроки, превышающие нормативный.

    Действия после окончания времени эксплуатации

    В последний эксплуатационный месяц прибор необходимо заменить новым, независимо от результатов последней поверки. Пользователи, пропустившие окончание срока, будут вынуждены оплачивать потребленный ресурс по установленным в регионе нормативам.

    Определять срок службы следует самостоятельно, ориентируясь на данные техпаспорта.

    В последний эксплуатационный месяц следует выполнить такие действия:

    1. Подать заявление установленного образца в управляющую компанию. Дополнительно представить документ о праве собственности.
    2. Заключить соглашение с компанией, которая занимается монтажом водомеров.
    3. Купить прибор установленного образца, проверить срок годности.
    4. Провести правильную установку, сохранить акт выполненных работ.
    5. Опломбировать посредством приглашения сотрудника управляющей компании.

    Образец заявления в управляющую компанию:

    Куда жаловаться на контролирующую организацию

    Отмечаются определенные органы, занимающиеся контролем в сфере коммунального хозяйства. Так, жаловаться на управляющую компанию, если она производила контроль, можно:

    • Руководству этой самой организации, в первую очередь. Директор должен изучить и отреагировать на любые прошения, которые отправлены жителями дома, обслуживаемого его компанией. О результатах рассмотрения жалобы заявителя обязаны проинформировать.
    • Если руководство не принимает меры, то следующий уровень – Жилищная инспекция. Данная организация занимается приемом жалоб, связанных с нарушением норм законодательства при выполнении коммунального обслуживания многоквартирного жилья.
    • Если заявление в Жилищную инспекцию не принесло результатов по какой-то причине, жалоба отправляется в Роспотребнадзор. Чаще всего туда обращаются с недовольством по поводу коммунальных услуг, а также при игнорировании соглашения между УК и гражданами.
    • В ряде регионов, в которых местная администрация, производящая надзор за УК, имеет отделение, жалоба может быть направлена туда.
    • Все жильцы дома или конкретный гражданин имеют право написать заявление в местную прокуратуру. Эта структура рассматривает жалобы, связанные с нарушением норм законодательства.
    • Судебная инстанция. Заявление в этот орган отправляется, если требуется компенсация вреда или решения, выдвинутые другими структурами, не способны удовлетворить заявителя.

    Большинство органов на официальных сайтах размещают телефоны горячей линии, куда можно направить жалобу на управляющую организацию или сообщить о правонарушении.

    Индивидуальный счетчики помогают снизить стоимость ежемесячного счета за потребление воды. Однако, чтобы не возникало проблем, их нужно регулярно проверять и самостоятельно отправлять сведения в управляющую компанию. Ответственность жильца поможет избежать разбирательств с ЖКХ и позволит ему жить спокойно.

    Читайте так же:
    261 закон менять счетчики

    Сроки службы счетчиков по ГОСТу

    Для крыльчатых приборов учета ГОСТ Р 50601–93 устанавливает срок службы 12 лет, однако на разные модели счетчиков горячей и холодной воды срок годности может меняться.

    В то же время гарантийный срок службы составляет всего полтора года с момента начала эксплуатации потребителем при диаметре ПУ 8–50 и максимальном объеме воды 8100–202500 метров кубических.

    Данный срок зависит еще и от стандарта качества воды. Так, если она соответствует ГОСТу 2874, то прибор будет работать нормально. Если же имеется несоответствие нормам, срок значительно снижается.

    Срок эксплуатации в 12 лет не отменяет необходимости проходить проверку каждые 4 (5) года.

    Для счетчиков холодной воды целесообразной выглядит замена после двух сроков службы по 5 лет, если они не выйдут из строя раньше. Счетчик холодной воды в теории может послужить и три срока по 4 года с обязательными двумя проверками в этом интервале времени.

    Как правильно провести поверку счетчиков отопления? Сроки и другие нюансы

    Растущая стоимость коммунальных платежей вынуждает граждан устанавливать индивидуальные приборы учета. Любое устройство учета данных, нуждается в подтверждении корректности работы. Поверка теплосчетчиков – обязательная процедура.

    1. Что это такое?
    2. Сроки проведения
    3. Организации, уполномоченные проводить процедуру
    4. Кто оплачивает?

    Что это такое?

    Поверка приборов измерения отопления – это обязательное мероприятие, которое проводится определенными организациями, имеющими на это право. Оно выполняется в целях выявления несоответствий приборов их требованиям. Это закреплено Федеральным законом №102-ФЗ от 26.06.2008. Закон гласит, что применять можно только средства измерения, прошедшие испытания.

    Проверки делятся на несколько видов:

    1. Государственная. Процедура, выполняемая на заводе-производителе. Если итог будет положительный, прибор выпускается на продажу.
    2. Периодическая. Это очередная процедура, подтверждающая правильность учета данных на приборе.
    3. Внеочередная. Иногда счетчики отопления требуют проверки до истечения межпроверочного интервала. Причина такой проверки прописаны в Постановлении Правительства № 354.

    Сроки проведения

    Первую свою проверку счетчики проходят на заводе, изготовившем их, пред вводом в эксплуатацию. Общедомовые приборы учета тепла в многоквартирных домах имеют межпроверочный интервал от 4 до 8 лет. Для таких моделей как КМ5, ТЭМ-104, ДУ (25-50) и другие. Эксплуатация от 12 до 18 лет. О том, можно ли отказаться от отопления в многоквартирном доме и как это сделать, читайте тут.

    Квартирные счетчики имеют межпроверочный интервал от 4 до 8 лет. Срок службы от 12 до 18 лет, например, изделие СТК МАРС.

    Организации, уполномоченные проводить процедуру

    Проверка счетчиков отопления технически сложная процедура. К ее выполнению допускаются компании, прошедшие аккредитацию.

    • Коммерческие организации. Организации, имеющие соответствующие полномочия и разрешения.
    • Службы завода-изготовителя.
    • Региональные отделения метрологических служб (государственные).
    • Исполнители коммунальных услуг. Если у них есть необходимое оборудование.

    С этими организациями может быть заключен договор у управляющей компании или их услугами можно воспользоваться разово. При выборе подходящих исполнителей проверки, необходимо обратить внимание на наличие у них необходимых документов.

    Кто оплачивает?

    Положение об оплате проверки счетчиков отопления регулируется Постановлением Правительства РФ №354 на 06.05.2011.

    1. Если прибор учета установлен на средства собственников или за счет государства, но период выплат завершен, то оплачивать проверку должны собственники помещения.
    2. Если же имеется документ, в котором указано что техническое обслуживание счетчиков проводится за счет управляющей компании и ее подрядчиков, то собственники освобождаются от оплаты.

    Своевременная проверка оборудования избавляет от необходимости замены его на новое. Проверка стоит значительно дешевле, чем приобретение и установка новых приборов учетов.

    Вопросы-ответы

    Сокращения

    МКД

    ОДПУ

    Общедомовой прибор учета

    УУТЭ

    Узел учета тепловой энергии

    ПУ

    Правила №354

    Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354)

    Правила №124

    Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями (утв. постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124

    Правила №1034

    Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (утв. постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034)

    Правила №776

    Правила организации коммерческого учета воды, сточных вод (утв. постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 № 776)

    Закон о теплоснабжении

    Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении»

    Закон о водоснабжении и водоотведении

    Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»

    Норматив потребления

    Составляет 0,016 Гкал/м2, утвержден постановлением Правительства Москвы от 11.01.1994 № 41 «О нормативах потребления тепловой энергии и газа, используемых для расчета платы за коммунальные услуги»

    Постановление № 629-ПП

    Постановление Правительства Москвы от 29.09.2016 № 629-ПП «О сохранении равномерного порядка внесения платы за коммунальную услугу по отоплению на территории города Москвы и внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 11 января 1994 г. № 41»

    Правила № 808

    Правила организации теплоснабжения в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 № 808)

    Правила подключения

    Правила подключения к системам теплоснабжения (утв. постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 307)

    Читайте так же:
    Что нужно для установки общедомового счетчика

    Перечень типовых вопросов потребителей и ответы на них

    1. О расчетах с собственниками квартир/нежилых помещений в многоквартирных домах (1/12)

    С 01.01.2017 при расчетах с исполнителями коммунальных услуг объем тепловой энергии, поставленной ПАО «МОЭК» для целей отопления многоквартирного дома, и подлежащий оплате по договору ресурсоснабжения, определяется:

    1. в случае поставки коммунального ресурса в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии (ОДПУ) — исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за предыдущий год с учетом корректировки один раз в год до стоимости объема тепловой энергии, потребленного за прошедший год и измеренного коллективным прибором учета.
    2. в случае поставки коммунального ресурса в многоквартирный дом, не оборудованный ОДПУ тепловой энергии — исходя из норматива потребления коммунальной услуги».

    Постановление № 629-ПП
    Пункт 25.1 Правил № 124

    2. По вопросу применяемых тарифов.

    ПАО «МОЭК» является единой теплоснабжающей организацией на территории города Москвы, а также организацией, осуществляющей горячее водоснабжение потребителей. Деятельность по поставке потребителям тепловой энергии и горячей воды подлежит регулированию. Полномочия по установлению тарифов возложены на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов).
    Информация об установленных для потребителей (абонентов) ПАО «МОЭК» тарифах на тепловую энергию и горячую воды размещена на официальном сайте ПАО «МОЭК» в разделе «О компании / Раскрытие информации по регулируемым видам деятельности / Тарифы».

    Статья 8 Закона о теплоснабжении
    Статья 31 Закона о водоснабжении и водоотведении

    3. По вопросу порядка определения количества поставленного в МКД ресурса

    Объем коммунального ресурса, поставляемого в МКД, оборудованный ОДПУ, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц).

    3.2. При отсутствии, выходе из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию ОДПУ или истечения срока его эксплуатации

    Тепловая энергия на отопление

    Объем тепловой энергии, поставленной на отопление в расчетном месяце отопительного периода, определяется:

    • до истечения 3-х расчетных периодов с момента выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию ОДПУ или истечения срока его эксплуатации — исходя из среднемесячного объема тепловой энергии, потребленного за отопительный период, определенного по показаниям ОДПУ и при условии, что период работы ОДПУ составил более 3-х месяцев отопительного периода.
    • по истечении 3 расчетных периодов и в случае, если период работы ОДПУ составил менее 3 месяцев отопительного периода, а также в случае отсутствия ОДПУ — исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению и общей площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.

    Объем горячей воды, подлежащий оплате в текущем расчетном месяце в случает отсутствия, выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию ОДПУ или истечения срока его эксплуатации, исходя из суммы значений:

    • количества горячей воды, определенного за расчетный период по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета;
    • количества горячей воды, рассчитанного за расчетный период с применением норматива потребления горячей воды;
    • среднемесячного количества (объема) горячей воды, определенного за расчетный период по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета;
    • количества горячей воды, определенного за расчетный период в нежилых помещениях, не оборудованных индивидуальными приборами учета, в соответствии с положениями Правил № 776;
    • количества горячей воды, потребленного за расчетный период при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с требованиями п. 59(1) Правил № 354.

    Пункт 21 Правил № 124

    4. По вопросу порядка определения количества тепловой энергии, поставленной в нежилые здания

    Количество тепловой энергии поставленное на отопление, вентиляцию, кондиционирование, горячее водоснабжение определяется на основании показаний УУТЭ за расчетный период.

    4.2. При выходе из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию УУТЭ или истечения срока его эксплуатации до 15 суток

    Объем поставленной тепловой энергии определяется с учетом среднесуточного количества тепловой энергии, определенного исходя из показаний УУТЭ за время их штатной работы в расчетном периоде, приведенного к среднесуточной температуре наружного воздуха расчетного периода

    Пункт 118 Правил № 1034

    4.3. При отсутствии, выходе из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию УУТЭ или истечения срока его эксплуатации более 15 суток

    Объем поставленной тепловой энергии определяется по договорным тепловым нагрузкам с учетом фактической температуры наружного воздуха в расчетном периоде

    Пункты 115, 116 Правил № 1034

    4.4. Объем тепловой энергии поставленной на приготовление горячей воды,

    при наличии отдельного учета и временной неисправности УУТЭ (до 30 дней) рассчитывается на основании данных об объеме тепловой энергии на приготовление горячей воды, определенному по УУТЭ за предыдущий период.

    В случае отсутствия раздельного учета, неисправности или нерабочего состояния УУТЭ более 30 дней, количество тепловой энергии, расходуемых на горячее водоснабжение, принимается равным значениям, установленным в договоре теплоснабжения (величина тепловой нагрузки на горячее водоснабжение.

    5. По вопросу порядка определения количества горячей воды, поставленной в нежилые здания

    Объем поставленной горячей воды определяется на основании показаний ПУ за расчетный период

    5.2. При выходе из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию ПУ или истечения срока его эксплуатации применяется

    5.3. При нарушении сроков представления показаний ПУ, установленных договором

    Объем поставленной горячей воды на период не превышающий 6 расчетных периодов подряд определяется на основании гарантированного объема подачи горячей воды, установленного договором, а после нарушения сроков представления показаний узла учета более 6-ти расчетных периодов подряд — с учетом пропускной способности трубопровода горячей воды в месте присоединения к централизованной системе горячего водоснабжения.

    5.4. При отсутствии узла учета — определение объема поставленной горячей воды определяется

    Объем поставленной горячей воды за период до 60 дней со дня получения уведомления о необходимости установки ПУ определяется на основании гарантированного объема подачи горячей воды, установленного договором. После истечения 60 дней со дня получения уведомления о необходимости установки ПУ, объем поставленной горячей воды определяется с учетом пропускной способности трубопровода горячей воды в месте присоединения к централизованной системе горячего водоснабжения (по сечению трубопровода).
    До направления соответствующего уведомления — методом гарантированного объема подачи воды, определенного договором горячего водоснабжения.

    Читайте так же:
    Что нужно для открытия фирмы по поверке счетчиков

    6. Преимущество ЭДО

    При наличии заключенного договора с операторами электронного документооборота ООО «Тензор» или ООО «СБиС» для прочих потребителей и ЕАИСТ 2.0 для потребителей Комплекса социальной сферы города Москвы, Вы приобретаете возможность получения расчетно-платежных документов за поставленные ресурсы посредством электронного документооборота, для чего Вам необходимо оформить дополнительное соглашение к заключенным с ПАО «МОЭК» договорам.
    Электронный документооборот позволит:

    • Экономить время, которое можно потратить для достижения новых целей.
    • Экономить средства, затрачиваемые на оплату курьера и покупку расходных материалов для печати документов.
    • Иметь электронный архив, с удобным инструментом поиска.

    7. Неустойка

    Размер неустойки, предъявляемой потребителю в связи с нарушением порядка и сроков оплаты установлен статьей 15 Закона о теплоснабжении» и статьей 13 Закона о водоснабжении и водоотведении.

    8. Договор компенсации стоимости тепловой энергии и теплоносителя, поставленных на период пуско-наладочных работ (договор ПНР)

    Объект незавершенного строительства, не является объектом теплоснабжения, в отношении которого возможно заключение договора теплоснабжения. В указанных условиях для целей проведения пуско-наладочных работ и комплексного опробования энергоустановок ПАО «МОЭК» заключает со Строителями договор компенсации стоимости тепловой энергии и теплоносителя, поставленных на период пусконаладочных работ, условия которого сформулированы в соответствии с положениями Гражданского кодекса РФ.
    Срок действия договора соответствует сроку действия Временного акта допуска энергоустановок в эксплуатацию на проведение ПНР, выданного МТУ Ростехнадзора.

    Пункт 36 Правил № 808

    9. О подключении к системам теплоснабжения

    Срок службы общедомовых счетчиков

    В конце июня 2021 года Правительством РФ были внесены отдельные изменения в порядок начисления коммунальной услуги по отоплению (Постановление № 1018 от 25.06.2021 г.). Уточнены механизмы расчета при наличии в доме теплосчетчиков (индивидуальных приборов учета), а также особенности оплаты содержания мест общего пользования в части отопления.

    Общие моменты по оплате отопления

    Принципы оплаты за отопление, которые существовали ранее, остаются неизменными:

    — расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу, а плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания (п. 1 ст. 155 ЖК РФ);

    — размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации (п. 36, 37 и 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, далее – Правила № 354));

    — в случае если коммунальная услуга по горячему водоснабжению и отоплению готовится внутри дома с помощью ИТП (или крышной котельной), то потребитель оплачивает весь объем потребленного коммунального ресурса в виде тепловой энергии и холодной воды – по факту потребленного ресурса (абз. 3 п. 40 и п. 54 Правил № 354);

    — оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из 2 способов:в течение отопительного периода, либо равномерно в течение календарного года (конечное решение принимается в каждом субъекте отдельно (абз. 1 п. 42(1) и абз. 1 п. 42(2) Правил № 354).

    Варианты оплаты отопления: старое и новое

    Особенности оплаты отопления зависят от наличия или отсутствия приборов учета, позволяющих агрегировать объем потребленных услуг.

    Все установленные в законе варианты оплаты отопления раскрываются в п. 42(1) Правил № 354.

    1.Если в многоквартирном доме нет общедомового прибора учета тепловой энергии (ОДПУ), то размер платы за тепловую энергию и отопление определяется исходя из норматива, который устанавливает тарифный орган субъекта. В настоящее время все подобные нормативы имеют повышающие коэффициенты (абз. 2 п. 42(1) Правил № 354).

    1. Если в многоквартирном доме есть ОДПУ, но ни в одном жилом или нежилом помещении нет индивидуального теплосчетчика (ИПУ), то размер платы за коммунальную услугу по отоплению распределяется по площади каждого жилого или нежилого помещения, исходя из общего объема гигакалорий, которые потребил дом (абз. 3 п. 42(1) Правил № 354). В случае оплаты за отопление равномерно в течение календарного года, эти объемы корректируются исходя из прошлогоднего годового объема потребления.
    2. Если в многоквартирном доме есть ОДПУ, но хотя бы одно жилое или нежилое помещение имеет ИПУ, то размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется:
    Читайте так же:
    Как поставить скрытый счетчик liveinternet

    — на основании показаний ИПУ данного помещения;

    — к плате по показаниям ИПУ добавляется плата за коммунальнуюуслугу на содержание общего имущества, рассчитываемая по ОДПУ за вычетом потребления объема (количества) тепловой энергии, потребленного во всех жилых или нежилых помещения (абз. 4 п. 42(1) Правил № 354).

    Таким образом, установка ИПУ не означает, что потребители перестают оплачивать общедомовое потребление.

    Важно подчеркнуть, что установка теплосчетчиков не допускается в домах, имеющих вертикальную разводку. Это следует из п. 3 Критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, утвержденных Приложением № 1 к приказу Минстроя России от 28.08.2020 г. N 485/пр.

    1. Если в многоквартирном доме есть ОДПУ и одновременно все жилые или нежилые помещения имеют ИПУ, то размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется:

    — по показаниям ИПУ;

    — к плате по показаниям ИПУ добавляется плата за коммунальную услугу на содержание общего имущества, рассчитываемая по ОДПУ за вычетом потребления объема (количества) тепловой энергии, потребленного во всех жилых или нежилых помещения (абз. 5 п. 42(1) Правил № 354).

    В Правилах № 354 введено условие, при котором можно не оплачивать отопление на содержание общего имущества:

    — если все помещения общего пользования не оснащены отопительными приборами или иными теплопотребляющими элементами внутридомовой инженерной системы отопления;

    — этот факт подтверждается технической документацией на многоквартирный дом.

    В таком случае норматив потребления коммунальной услуги по отоплению принимается равным нулю (абз. 6 п. 42(1) Правил № 354).

    Одновременно в Правила № 354 введены особенности оплаты за отопление при наличии в многоквартирном доме распределителей, устанавливаемых на радиаторах отопления. Для того, чтобы применять порядок оплаты с учетом распределителей, необходимо:

    — чтобы многоквартирный дом был оборудован ОДПУ;

    — чтобы общая площадь помещений, где установлены распределители, была не менее чем в 50% от общей площади всех жилых и нежилых помещений.

    В таком случае размер платы за отопление будет рассчитываться по принципу, указанному в п. 2 и 3 подраздела данной статьи. А именно: к показаниям распределителя будет добавляться плата за содержание мест общего пользования, рассчитываемая по ОДПУ за вычетом потребления объема (количества) тепловой энергии, потребленного во всех жилых или нежилых помещения (абз. 10 п. 42(1) Правил № 354).

    В дальнейшем размер платы за отопление корректируется один раз в год, если решением общего собрания собственников помещений или членов ТСЖ не установлена иная периодичность для корректировки.

    Слабые места регулирования платы за отопление

    Регулирование платы за отопление все более усложняется: добавляются новые формулы и ситуации, которые направлены на устранение пробелов в законодательстве. Например, теплосчетчики нельзя устанавливать при вертикальной разводке инженерных коммуникаций по отоплению. Однако распределители можно (при условии, что эти действия осуществляет одновременно не менее 50% собственников от общей площади помещений в доме). Общая тенденция регулирования – постоянное оприборивание и надлежащий коммерческий учет, сочетаемый со штрафными санкциями за отсутствие приборов учета в доме или помещении.

    Вместе с тем, в нашей практике продолжают встречаться ситуации, которые не охватываются существующим регулированием. Например, в одном из домов застройщик построил двухуровневые квартиры. При этом трубы отопления в этих квартирах были замурованы глубоко в стену, а для отопления и горячего водоснабжения застройщик установил в отдельной группе помещений индивидуальное газовое отопление. Изменения в проектную документацию были внесены, а вот в технический паспорт на помещение – нет. В таком случае управляющая организация выставляет потребителю плату за централизованное отопление и горячую воду, которой он не пользуется при наличии автономной газовой системы. То есть, услуга оплачивается дважды.

    Кроме того, на уровне формул расчета не урегулированы ситуации, при которых потребитель может в принципе отказаться от оплаты за отопление. Например, в случае организации (путем надлежащего согласования переустройства) собственного индивидуального отопления (с помощью газа). Согласование переустройства и демонтаж радиаторов отопления в этом случае не является гарантией отсутствия начисления платы за отопление.

    Наконец, в Правилах № 354 не прописан порядок расчета и оплаты потерь тепловой энергии за внешние сети теплоснабжения, в случае, если они являются общим имуществом. В случае закрытой системы отопления тепловые потери уйдут в тепловой компонент и будут выставлены потребителю по факту (п. 54 Правил № 354). А вот при централизованной системе теплоснабжения тепловые потери могут уйти только в общедомовое тепловое потребление с неустановленным порядком расчета, что создает дополнительные сложности и путаницу с учетом.

    Автор: Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, член экспертного совета Ассоциации «Р1», кандидат наук

    голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector