Счетчики вода 2013 постановление
Постановление правительства Москвы №831 ПП
Не проходящие в обществе дискуссии и форумы о проведении поверок счетчиков воды в Москве — их законности, привели к недоверию многих граждан, к ведомствам, которые проводят диагностику оборудования. Очевиден вопрос, существует ли закон о поверке счетчиков воды в Москве?
Деятельность организаций, которые осуществляют свою работу в названной области, основана на российском законодательстве. Главный стержень — закон «Об обеспечении единства измерений». В нем основы, опираясь на которые, идет диагностика ИПУ. Вывод, который можно из этого сделать: поверка обязательна.
Понятно, что в правовом акте оговариваются и сроки ее проведения. Правильнее, на его базе, утверждаются межповерочные интервалы для проверки горячих и холодных счетчиков воды. Для первых, это 4 года. Вторые необходимо диагностировать каждые 6 лет. Почему так разнятся периоды? Казалось бы, ИПУ имеют подобные механизмы. Смысл скрывается в различии агрессивности сред, которые через них проходят. Естественно, что горячая способна вывести агрегат из строя гораздо быстрее.
Объясняя проверочную необходимость в Москве, законодатели пришли к выводу, что отсутствие диагностирования может скрывать информацию о работоспособности самого измерителя. Неважно, испорчен ли он искусственно или вышел из строя самостоятельно, по причине заводского брака. Значит, если сверка не проводилась, установленные средства измерения можно рассматривать непригодными к эксплуатации.
Другими словами, будто бы их нет совсем. Таким образом, закон дает право управляющим компаниям именно так и считать. Получается, что они производят начисления не по счетчику, а по усредненному тарифу. Это довольно сильно ударяет по карману владельца учетного оборудования. Он в Москве начинает оплачивать ресурс, который полностью не использует.
Февраль 2004 года. Столичное правительство выпустило в свет постановление о поверке счетчиков воды в Москве. Оно регламентировало проверочные работы. В нем исполнительный орган власти, под предлогом экономии ресурсов, обозначил периоды проведения поверочных мероприятий. Ссылались на госстандарты, которые были у них в распоряжении. Там же публиковались и уже показанные нами выше инструкции по проверке водосчетчиков с лицензией.
После непонимания законодательной инициативы со стороны рядовых потребителей, власти Москвы внесли изменения свое постановление. Особое внимание: не отменило. Способствовала этому прокуратура.
Главный надзорный орган не устроило то обстоятельство, что ссылки на госстандарты оказались некорректны. И прокуратура не отменяла. Росстандарт не смог подтвердить наличие у него таких данных. Но тоже не отменил.
Следствием этого стал другой регламентирующее документ. На него сейчас и делают ссылку в Москве поверочные организации: поверка счетчиков воды – постановление 831-ПП 2012. Выходило в Москве и постановление федерального кабинета министров под номером 354, которое тоже не разъясняло эксплуатационные периоды измерительной аппаратуры, но вносило изменения. Правительство не отменило ранее обозначенные инструкции.
Постановление 831-ПП, принятое в декабре 2012, лишь утвердило то обстоятельство, что проверки определяет производитель агрегатов, указывая их в техпаспорте. Они оказались теми же, что и регламентировались ранее. То есть, в периоды — 4 и 6 лет. Отмены не произошло.
Но до появления, подписанного Сергеем Собяниным, документа от декабря 2012 года под номером 831-ПП, действовали те же нормы. Но производители водосчетчиков признали, что отмена постановления не отменяет проверочных работ до 2016. Те же действия не нашли отмены и по сей день.
Законна ли поверка счетчиков воды?
Даже после этих разъяснений, дискуссии не утихают. Постоянно в общество вбрасывается тезис, что поверка счетчиков воды в Москве незаконна, ссылаясь на Собянина. В городском центре учета и экономии ресурсов приходится пояснять, что, якобы, отмена поверок 831-ПП постановлением не сделала их ненужной операцией. Отменена была бывшая методика, которая указывалась до введения правового акта под номером 831-ПП. Теперь межповерочные интервалы указываются в технической документации каждого прибора.
Законность поверки счетчиков воды в Москве определило, прежде всего, федеральное законодательство. Об этом есть информация выше. Те постановления, которые здесь упоминаются (354 и 831-ПП), служат для внесения изменений и выступают подзаконными актами, которые запускают в действие механизм, обеспечивающий главный закон. Правительство Москвы лишь запускает этот механизм.
Со временем, в Москве это стало нормой, пока в очередной раз надзорники не захотели проверить законность поверки водосчетчиков. Началось межведомственное «соревнование» в написании и опровержении вышедших документов.
Поверка счетчиков постановление №354
Нельзя путать, подписанное Собяниным, правительственное постановление Москвы, с номером 831-ПП и 354 постановление государственного правительства. Появилось на свет в 2011 году. В нем популяризируется предоставление услуг владельцам помещений в жилых домах. Этот правовой акт тоже является подзаконным. Обеспечивает функционал федеральным законам.
В нем представлены правила, которые говорят о передаче ЖКХ-услуг владельцам помещений. Уже здесь дается формулировка о квартирном учетном приборе. Здесь же указывается на подачу водоснабжения. Как оно должно проводиться.
В поправках к министерским постановлениям оговаривается периодичность проверок измерительных элементов. Их техническое содержание. О них мы уже рассказали. Эта информация есть на сайте ГЦУиЭР — обоснования по закону, 831-ПП. Они служат и ответом для людей, которые и обращаются в городской центр. И звучит он, как поверка счетчиков воды – постановление правительства 354. В том канцелярском повествовании, в нескольких пунктах показан смысл поверочных работ:
- Вы должны требовать от, проводящей работы организации, действий по обслуживанию ИПУ;
- Она, в свою очередь, обеспечивает проведение поверочных мероприятий за ваш счет. В сроки, которые отмечены в технических документах на прибор учета.
Как оговаривается в постановлении, это делается для выполнения российских законов об обеспечении единства измерений. На это и опираются сотрудники городского центра в Москве, чтобы решать задачи, указанные российскими законодателями. Об этом же говорят гражданам, терпеливо разъясняя их суть. Несут ответственность за их исполнение, выдвигая справедливые требования.
Запросы от граждан всегда будут поступать. Это нормальный процесс. Например, многие спрашивают про постановление о замене счетчиков воды в Москве 2018 года. На что мы отвечаем, такого постановления пока не существует. Правильное понимание законодательства – действительно большой труд. Им нужно терпеливо заниматься.
Разъяснения по вопросам взимания платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения
Федеральная антимонопольная служба в рамках оказания методической помощи территориальным органам ФАС России направило им «Разъяснения о применении положений Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. № 644, в части взимания платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод».
- Случаи взимания платы за негативное воздействие на работу централизованных систем водоотведения
- если абонентом не обеспечена возможность отбора проб сточных вод или возможность отбора проб сточных вод имеется, но отсутствует поданная абонентом в установленном порядке декларация, и при этом объект абонента соответствует хотя бы одному из критериев пункта 123(4) Правил № 644;
- если абонентом обеспечена возможность отбора проб, отбор проб произведен, или принята от абонента (корректно заполненная) декларация, либо если был произведен отбор проб сточных вод, то плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения определяется согласно пунктам 120 и 123 Правил № 644.
Таким образом, абоненту предоставляется выбор: вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в соответствии с пунктом 123(4) Правил № 644 либо обеспечить наличие места отбора проб сточных вод, что дает возможность подачи декларации о составе и свойствах сточных вод и расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения с учетом фактических состава и свойств сточных вод абонента.
- Осуществление отбора проб сточных вод
Организацией, осуществляющей водоотведение, осуществляется плановый и внеплановый контроль состава и свойств сточных вод. Периодичность планового контроля не чаще 1 раза в календарный месяц и не реже 1 раза в календарный год (условия отбора проб сточных вод и периодичность такого отбора могут быть определены в договоре водоотведения).
Контрольным канализационным колодцем признается не только колодец, но также и иное сооружение (устройство), предназначенные для отбора проб сточных вод абонента, основное требование к которому заключается в обеспечении возможности отбора проб сточных вод данного абонента отдельно от сточных вод иных абонентов.
- Декларация о составе и свойствах сточных вод
Организация водопроводно-канализационного хозяйства рассматривает поданную абонентом декларацию в течение 15 рабочих дней с даты ее получения и в письменном виде сообщает абоненту о принятии декларации для осуществления контроля либо возвращает абоненту декларацию с указанием причин отказа в ее принятии
- Правомерность взимания платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод
Взимание платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод возможно только в отношении объектов абонентов, для которых установлены нормативы состава сточных вод.
Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 (ред. от 22.05.2020)
«Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»;
Постановление Правительства РФ от 22.05.2020 N 728
«Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
Счетчики вода 2013 постановление
Письмо Министерства финансов РФ №03-06-06-02/76582 от 28.12.2015
В письме Минфин России ответил на вопрос о расчете водного налога за период ремонта у водопользователя средств измерений объемов воды. Налог в этом случае рассчитывают по аналогии с ситуацией, для которой установлена отдельная норма, когда водопользователь вообще не имеет средств измерений. Она предусмотрена пунктом 4 статьи 333.12 Налогового кодекса РФ. Если водопользователь не имеет средств измерения объема забора воды из водного объекта, находящегося в федеральной собственности, то ставка водного налога применяется с дополнительным коэффициентом.
Расчет налога
Водный налог регулирует глава 26.2 Налогового кодекса РФ. Одним из объектов налогообложения водным налогом признается такой вид пользования водными объектами, как забор воды из водных объектов (п. 1 ст. 333.9 НК РФ). При заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период.
Объем воды, забранной из водного объекта, определяется на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды. При отсутствии водоизмерительных приборов объем забранной воды определяется исходя из времени работы и производительности технических средств. В случае невозможности определения объема забранной воды исходя из времени работы и производительности технических средств объем забранной воды определяется исходя из норм водопотребления (п. 2 ст. 333.10 НК РФ). Упомянутая «невозможность» как раз и может быть связана с выходом имеющегося счетчика из строя и его ремонтом.
Для расчета суммы налога, кроме данных о базе (объеме забранной воды) нужны значения ставок. Они установлены дифференцированно по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам в пункте 1 статьи 333.12 Налогового кодекса РФ. Кроме того, эти ставки индексируются по годам. Повышение этих ставок введено Федеральным законом от 24.11.2014 № 366-ФЗ (далее — Закон № 366-ФЗ). Размеры коэффициентов приведены в пункте 1.1 статьи 333.12 Налогового кодекса РФ.
Пункт 4 статьи 333.12 гласит, что налогоплательщики, не имеющие средств измерений (технических систем и устройств с измерительными функциями), для измерения количества водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта, применяют ставку водного налога, определяемую с учетом положений пункта 1.1 этой статьи, с дополнительным коэффициентом 1,1. В Налоговом кодексе РФ этот коэффициент именован как дополнительный, так как применяется независимо от повышающих коэффициентов индексации, устанавливаемых по годам.
То есть водный налог рассчитывают по такой формуле:
Повышающий коэффициент индексации
Дополнительные повышающие коэффициенты*
*Примечание: обязательные повышающие коэффициенты применяются в случаях:
при сверхлимитном заборе воды – в пятикратном размере (п. 2 ст. 333.12 НК РФ);
при заборе подземных вод для их дальнейшей продажи – в десятикратном размере (п. 5 ст. 333.12 НК РФ);
при отсутствии средств измерения объемов забранной воды — в размере 10% (п. 4 ст. 333.12 НК РФ).
Отдельно выделены ставки водного налога при заборе (изъятии) водных ресурсов из водных объектов для водоснабжения населения. Закон № 366-ФЗ установил их по годам вплоть до 2025 года.
Кто платит за воду
За пользование водой платят две категории плательщиков.
Одна из них включает налогоплательщиков водного налога – это организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование водными объектами на основании лицензий (п. 1 ст. 333.8 НК РФ).
Во вторую входят те, кто действует на основании договоров водопользования или решений органов власти о предоставлении водных объектов в пользование на основании Водного кодекса РФ (п. 2 ст. 333.8 НК РФ). Они платят не водный налог, а плату за пользование водными объектами.
Формула расчета платы так же проста, как и приведенный выше алгоритм исчисления водного налога: нужно умножить платежную базу (объем допустимого забора водных ресурсов) за квартал на соответствующую ей ставку платы, применить повышающий коэффициент и все дополнительные, если есть основания для их применения.
Только нормативная база для таких плательщиков своя.
Минфин акцентировал внимание на том, что положения Налогового кодекса РФ применяются в отношении водопользователей, имеющих лицензию, и являющихся плательщиками водного налога. В отношении водопользователей, признаваемых плательщиками платы за пользование водными объектам на основании Водного кодекса РФ, применяются положения других нормативных актов. Это постановления Правительства РФ от 30.12.2006 № 876 и от 26.12.2014 № 1509. В них установлены ставки платы и коэффициенты (повышающие и дополнительные), которыми они обязаны пользоваться.
Положения главы 25.2 Налогового кодекса РФ в отношении указанных водопользователей не применяются.
Напомним, что в 2016 году действует коэффициент индексации ставки водного налога (и ставки платы за воду) в размере 1,32. А водопользователи, осуществляющие забор воды для нужд населения, платят 93 рубля за 1000 кубометров воды, забранных (изъятых) из водного объекта.
Поделиться
Распечатать
НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала
Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.
Что такое повышающий коэффициент на воду
Использование такого природного ресурса, как холодная вода обыденность для всех потребителей. Расход её увеличивается с каждым годом в разы. Для экономии этого ресурса Правительством РФ был разработан[1] закон об обеспечении всех потребителей счётчиками холодной воды (Постановление Правительства №776).
Закон вступил в силу в 2013 году, но обеспеченность приборами учёта возросла лишь на 15%. Некоторые потребители предпочитают рассчитываться за потреблённую воду по нормативу. Именно для граждан, не установивших водомеры, в 2015 году был введен повышающий коэффициент на водоснабжение
Обоснование применения повышающего коэффициента
По данным профильных комиссий при Правительстве РФ существующая социально-экономическая ситуация в каждом регионе подталкивает поставщиков холодной воды предпринимать меры к увеличению тарифов на свои услуги. Инфляционный рост экономики сказывается на составляющих тарифа на воду, хотя нагрузка по оплате коммунальных услуг у населения очень большая.
В себестоимости оплаты за холодную воду заложена статья расходов на модернизацию и текущего ремонта подающих сетей. Увеличение цен на металлургическую продукцию и электроэнергию влечёт за собой либо уменьшение объёмов проводимых работ на сетях холодного водоснабжения, либо увеличение тарифной сетки услуги водоснабжения.
Изношенность сетей и оборудования большинства предприятий не позволяет уменьшать количество ремонтных работ. Так как это скажется на качестве питьевой воды, которое влияет на здоровье граждан и должно соответствовать [2]СанПин 2.1.4.1074.1 «Питьевая вода».
Большую роль в удельном весе стоимости услуги играет и количество потреблённой населением воды. Безучётное потребление ресурса очень влияет на экономические показатели себестоимость тарифа. Так как большее количество воды нуждается в больших количествах затрат на её добычу, приведению к соответствующим санитарным показателям и доставке потребителю.
Установив приборы учёта потребления холодной и горячей воды, граждане стремятся к экономии природного ресурса. Для покрытия неравномерного безучётного расхода воды по сравнению с количеством учтённого потребления в 2015году и был введён повышающий коэффициент для граждан, не имеющих индивидуальный прибор учёта в квартире.
Изменение повышающего коэффициента с 2015 года
Экономический эффект от ввода в расчёт оплаты повышающей надбавки за ресурсы был просчитан в 2011 году. Официально закреплено его принятие состоялось в 2013 году [3]Постановлением №344 Правительства РФ. Но в региональные тарифы этот показатель начал применяться лишь в 2015 году. Стартовал компонент повышения с цифры 1,1. Далее динамика увеличения шла следующим образом:
- С 1 января 2015 года плата с надбавкой увеличилась на 10%.
- С 1 июля и до конца 2015 года увеличение стало равным – 1,2.
- В первой половине 2016 года использовался множитель в 1,4.
- Во второй половине 2016 года надбавка увеличилась до 1,5.
- С 2017 года и по настоящее время коэффициент пересматривается, но в расчёты не вводится. То есть надбавка на уровне второго полугодия 2016 года и это означает, что расчёты за потреблённую воду жильцы ведут с увеличением оплаты на 50% от суммы, заложенной в формуле на оплату воды без водомера.
Неизвестны действия Правительства по вопросу увеличения повышающего коэффициента в дальнейшем.
Как происходит начисление за воду без счётчика
При отсутствии водомера на холодном и горячем водоснабжении расчёт ведётся по нормативу, рассчитанному согласно методическим указаниям, разработанным специальными комиссиями при Правительстве РФ.
Норматив потребления на воду умножается на количество зарегистрированных в квартире граждан и тариф, действующий в данном регионе. Далее эта цифра увеличивается на повышающий коэффициент, то есть на 50% или в 1,5 раза.
Существуют исключения в применении повышающего коэффициента. Заключаются они в том, что в квартире нет технической возможности для установки водомера или жильё признано аварийным. Факт невозможности установки или аварийности жилья должен быть зафиксирован актом, составленным специальной комиссией по инициативе жильца. Только в подтверждённых случаях обязательная надбавка на коммунальную услугу по обеспечению водоснабжением не применяется.
В случае каких – либо неисправностей, не ликвидированных в течение трёх месяцев со дня их обнаружения представителями водоканала или УК на системе водоснабжения, к нормативной оплате за воду добавиться и повышающий коэффициент.
Введение надбавки оправдано экономически, небрежное отношение со стороны потребителей к природным ресурсам обуславливает принятие таких мер, и каждый человек может для себя решить экономить ли ему воду, контролируя её расход по приборам учёта или принимать повышения оплаты, как должное мероприятие.