Sfera-perm.ru

Сфера Пермь
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Счетчик обращений оператор инфраструктуры электронного правительства

4. Российский опыт реализации концепции электронного правительства

В настоящее время Россия является активным участников общемировых процессов перехода к электронному правительству. С февраля 2008 г. действует «Стратегия развития информационного общества в России», в соответствии с требованиями которой к 2015 году 100% государственных услуг должны оказываться не только в привычном, но и в электронном формате.

В мае 2008 г. Была одобрена «Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года», конкретизирующая соответствующие положения «Стратегии». В ноябре 2008 года был создан Совет при Президенте РФ по развитию информационного общества, чьи регулярные заседания сделали переход к электронному правительству одним из важнейших пунктов политической повестки.

С ноября 2009 г. в стране реализуется «План перехода федеральных органов исполнительной власти на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде», в который включены 73 базовые государственные услуги, которые к 2015 году планируется перевести в электронный вид. Продолжается работа над долгосрочной целевой программой «Информационное общество», которая призвана сменить федеральную целевую программу «Электронная Россия”

Вносятся изменения в законодательство, направленные на приведение его в соответствие с требованиями электронного правительства. Так, 27 июля 2010 года был принят Федеральный закон № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», которым регулируется предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

Тем самым электронные услуги были впервые законодательно приравнены к традиционным «бумажным» услугам. Это не означает, что необходимая для функционирования электронного правительства законодательная база окончательно сформирована (в российском законодательстве до сих пор отсутствует понятие «электронный документ» и фактически не работает закон «Об электронной цифровой подписи»), однако работа по формированию электронного правительства, безусловно, движется вперед.

Можно выделить три основных группы потребителей результатов построения электронного правительства, для каждой из которых важны специфичные аспекты государственного управления и у которых, как следствие, имеются несколько различные ожидания от государственной власти и муниципального управления:

граждане и организации,

органы государственной власти,

общество в целом.

Основной целевой группой являются граждане и организации, для которых наиболее значимо снижение временных, организационных и денежных издержек на получение государственных услуг и связанное с этим взаимодействие с органами власти всех уровней и организациями, задействованными в административных процедурах исполнения отдельных государственных полномочий.

Ко второй группе потребителей относятся органы государственной власти и работающие в них государственные и муниципальные служащие, для которых основные ожидания от формирования электронного правительства связаны с возможностью увеличения оперативности (скорости) и обоснованности принимаемых управленческих решений при снижении объема рутинной работы и дублирования деятельности  увеличению результативности и эффективности деятельности.

К третьей группе можно отнести общество в целом, которое, с одной стороны, заинтересовано в обеспечении условий для развития, а с другой выступает в роли налогоплательщика, целевым ориентиром для которого в данном процессе является минимизация избыточных расходов на информатизацию процессов государственного управления. Вторым важнейшим интересом общества в целом является повышение прозрачности деятельности органов государственной власти и доступности государственной информации.

Отсутствие учета интересов данных групп, а также несоблюдение баланса между ними приведет к противодействию созданию электронного правительства и снижению его эффективности.

Главной целью формирования электронного правительства является повышение качества государственного управления, которое определяется тем, в какой степени деятельность органов государственной власти соответствует легитимным интересам граждан Российской Федерации  источника их власти. Поэтому ключевыми индикаторами, отражающими степень успешности формирования электронного правительства, должны быть оценки различных аспектов качества государственного управления, осуществляемые независимыми от органов государственной власти организациями.

Основными направлениями создания электронного Правительства являются:

предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде;

информационно-технологические инфраструктуры электронного правительства;

обеспечение эффективности бюджетных расходов на внедрение ИКТ федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации;

обеспечение доступности услуг электронного правительства для граждан и организаций;

взаимодействие федерального, регионального и муниципального уровней электронного правительства.

8 апреля 2011 г. итоги выполнения ФЦП «Электронная Россия» были подведены на заседании Правительственной комиссии по федеральной связи и технологическим вопросам информатизации под председательством министра связи и массовых коммуникаций РФ Игоря Щеголева.

Как отметил глава Минкомсвязи, «Электронная Россия» была «флагманским проектом», призванным, прежде всего, привлечь внимание к вопросам информатизации в сфере государственной власти. Широкая известность программы, по мнению министра, свидетельствует о том, что свои пропагандистские задачи она выполнила.

Читайте так же:
Когда наступает ночь по двухтарифному счетчику

Среди основных результатов, представленных в рамках доклада, посвященного итогам реализации ФЦП «Электронная Россия» до 2008 года можно назвать создание интернет-сайтов органов власти (сайты Президента, Федерального собрания и так далее), создание Федерального информационного центра, государственной информационно-аналитической системы, создание инфраструктуры удостоверяющих центов и так далее.

Однако, по данным доклада об итогах реализации указанной ФЦП, к 2009 году многие цели Программы не были достигнуты. В частности, фактически не было организовано межведомственное электронное взаимодействие при предоставлении госуслуг, кроме того, «типовые решения» не получили широкого применения, а созданные программно-аппаратные комплексы не использовались.

В связи с этим, в 2009 году Программа была перезапущена. Среди прочего в 2009 году единым исполнителем работ по проектированию и созданию инфраструктуры электронного правительства, а также единым национальным оператором электронного правительства был назначен «Ростелеком». Приоритетом обновленной ФЦП стало удовлетворение нужд граждан и ускорение перевода госуслуг в электронный вид.

Главными итогами ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 гг.)» стало создание системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) и портала госуслуг.

К 2010 году на едином портале госуслуг и госфункций зарегистрировано 463 тысячи пользователей. На портале предоставляется 79 государственных услуг органов государственной власти. В электронной форме в органы власти направлено 1,360 млн заявлений и запросов. В сводный реестр госуслуг и госфункций внесены сведения о 615 госуслугах и госфункциях федеральных органов власти и внебюджетных фондов.

Что касается наиболее востребованных госуслуг, предоставляемых в рамках Портала в электронном виде, то по данным доклада, наиболее востребованной является проверка наличия выписанных штрафов за нарушение ПДД (более 402,8 тысяч обращений). Далее следует услуга получения загранпаспорта по достижении 18 летнего возраста (350 тысяч обращений), а также услуга извещения о состоянии лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования (321 тысяча обращений) и ряд других услуг.

Кроме того, к 2010 году в 50 субъектах РФ реализованы типовые решения в области региональных порталов госуслуг и в 82 субъектах реализованы типовые решения в области реестров государственных услуг. Типовая система обеспечения деятельности многофункциональных центров предоставления государственных услуг (МФЦ) установлена в 30 субъектах РФ. Созданы также порталы госзакупок и госпродаж.

Что касается развития возможностей единого портала госуслуг, то в ближайшее время на едином портале госуслуг, помимо «личного кабинета» для физических лиц, будет реализована аналогичная функция и для юридических лиц.

Важным аспектом реализации ФЦП «Электронная Россия» является расширение сети доступа к госуслугам в электронном виде. В этом направлении, среди прочего, будет продолжаться программа по применению инфоматов. Инфомат – устройство, позволяющее гражданам, не имеющим доступа в Интернет и персонального компьютера, получать доступ к единому порталу госуслуг.

По мнению экспертов ИНСОР сложившаяся в России ситуация, связанная с формированием электронного правительства на уровне ведомств, может быть охарактеризована как критическая.

С одной стороны, за относительно короткий период времени достигнут сравнительно высокий уровень готовности населения использовать современные средства электронных коммуникации для взаимодействия с органами власти. Так, темпы распространения сети Интернет в нашей стране являются одними из самых высоких в мире. Стремительно развивается электронная коммерция как розничная, так и в сегменте «бизнес – бизнесу», рынок услуг в сфере интернетбанкинга и системы электронных платежей.

Темпы роста объемов бюджетного финансирования, выделяемого на внедрение информационных технологий в деятельность федеральных органов исполнительной власти, превышают темпы роста российского рынка ИТ в целом. Доля федеральных заказов, по разным оценкам, составляет от 15 до 20 процентов от всего объема закупок в сфере ИТ в России. В целом практически все федеральные министерства и ведомства успешно решили базовые инфраструктурные задачи, связанные с оснащением работников современной компьютерной техникой и обеспечением их доступа к сети Интернет.

С конца 2006 года вопросы использования информационных технологий для оптимизации и упрощения взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с гражданами и организациями стали предметом регулярного рассмотрения Правительственной комиссии по проведению административной реформы.

Одновременно в 2006 году были внесены изменения в федеральную целевую программу «Электронная Россия», направленные на обеспечение концентрации выделяемых бюджетных средств на решении задач формирования электронного правительства. Так, начиная с 2007 года, в рамках программы предусмотрено финансирование работ по переводу первоочередных государственных услуг в электронный вид, а также по формированию необходимой инфраструктуры межведомственного электронного взаимодействия и документооборота для предоставления услуг гражданам и организациям на принципах «одного окна» и сокращения сроков межведомственных согласований.

Читайте так же:
Как отправлять показания электросчетчика по смс

Вместе с тем, несмотря на формирование необходимых предпосылок, значимых практических результатов в сфере формирования электронного правительства пока добиться не удалось.

Сложившаяся ситуация во многом является следствием отсутствия до последнего времени законодательных нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию принятых на президентском и правительственном уровне решений и направленных на регламентацию вопросов, связанных с предоставлением государственных услуг в электронном виде.

Фактически сорваны все сроки, определенные Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, для подготовки и принятия соответствующих нормативных актов. По некоторым поручениям и решениям задержка в принятии соответствующих нормативных актов превышает один год.

Федеральные органы исполнительной власти зачастую не имеют комплексных программ развития ведомственных информационных систем, имеющиеся программы не привязаны к показателям качества, доступности и срокам оказания государственных услуг населению.

До сих пор не сформирована система проведения аттестации работников федеральных органов исполнительной власти на владение ими современными информационными технологиями.

До конца не завершено формирование органов управления созданием электронного правительства на межведомственном уровне. Образовано избыточное количество межведомственных структур, и вместе с тем, ни одна из них пока не обеспечивает эффективную координацию действий федеральных министерств и ведомств в этом направлении.

До настоящего времени не разработана и не утверждена единая архитектура электронного правительства, которая должна официально зафиксировать структуру электронного правительства Российской Федерации и набор используемых руководств, политик, стандартов и технических решений.

Таким образом, можно констатировать увеличивающийся за последнее время разрыв между тем значением, которое придает высшее руководство страны задачам формирования в Российской Федерации электронного правительства, и достигнутыми практическими результатами.

В октябре 2010 года Правительство РФ утвердило государственную программу «Информационное общество (2011–2020 гг.)». Основная цель программы — повышение качества жизни граждан и улучшение условий развития бизнеса. Программа состоит из следующих разделов:

электронное государство. Повышение эффективности государственного управления;

развитие российского рынка ИКТ и российских технологий;

обеспечение перехода к цифровой экономике;

преодоление цифрового неравенства и создание базовой инфраструктуры информационного общества;

обеспечение безопасности в информационном обществе;

развитие цифрового контента. Перевод контента в электронный вид.

Расходы федерального бюджета на «Информационное общество» оцениваются в 123,1 млрд руб. ежегодно. Кроме того, в построении «информационного общества» активно будет участвовать бизнес: разработчики программы рассчитывают, что внебюджетные расходы ежегодно будут составлять 200 млрд руб. По мнению авторов программы, ее успешная реализация позволит России к 2020 году войти в первую десятку стран мира по индексу развития информационных технологий и в двадцатку стран по рейтингу развития электронного правительства и сетевого общества.

Государственные услуги в электронном виде

В настоящее время Правительство Российской Федерации все больше внимания уделяет вопросам создания инфраструктуры для оказания государственных услуг в электронном виде как одной из составляющих информационного общества.

Использование информационных технологий в деятельности органов государственной власти становится одним из главных инструментов модернизации системы государственного управления.

Электронное правительство –это новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов. Это один из наиболее действенных способов борьбы с коррупцией и бюрократией и обеспечения прозрачности официальных структур.

Основная цель создания электронного правительства — предоставление информации и оказание определенного набора государственных услуг гражданам, предпринимателям и государственным чиновникам, при этом личное взаимодействие между государством и потребителями должно быть минимизировано.

В «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации» определены важнейшие государственные задачи:

  • формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий;
  • обеспечение гарантированного свободного доступа граждан к информации;
  • обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологии;
  • повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг;
  • повышение качества образования, социальной защиты населения на основе развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий;
  • совершенствование системы государственных гарантий конституционных прав человека и гражданина в информационной сфере;
  • укрепление нравственных и патриотических принципов в общественном сознании, развитие системы культурного и гуманитарного просвещения.

Для решения поставленных задач государство:

  • разрабатывает основные мероприятия по развитию информационного общества, создает условия для их выполнения во взаимодействии с бизнесом и гражданским обществом;
  • определяет контрольные значения показателей развития информационного общества в Российской Федерации;
  • обеспечивает развитие законодательства и совершенствование правоприменительной практики в области использования информационных и телекоммуникационных технологий;
  • создает благоприятные условия для интенсивного развития науки, образования и культуры, разработки и внедрения в производство наукоемких информационных и телекоммуникационных технологий;
  • обеспечивает повышение качества и оперативности предоставления государственных услуг организациям и гражданам на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий;
  • создает условия для равного доступа граждан к информации;
  • использует возможности информационных и телекоммуникационных технологий для укрепления обороноспособности страны и безопасности государства.
Читайте так же:
Как установить трехтарифный электросчетчик

Правовой базой для проведения основных мероприятий административной реформы и реализации права граждан на получение государственной или муниципальной услуги в электронной форме стало принятие Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Он содержит сведения о предоставляемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления государственных и муниципальных услугах и исполняемых этими органами государственных и муниципальных функциях, а также об иных услугах. Этот закон, а также подзаконные акты, принимаемые во исполнение указанного Федерального закона являются правовой основой создания инфраструктуры предоставления государственных и муниципальных услуг.

В соответствии с требованиями Федерального закона государственные и муниципальные услуги предоставляются заявителям на бесплатной основе. Услуги могут быть платными для заявителя только в том случае, если это предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В целях формирования информационного общества распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. N 1815-р утверждена государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011 — 2020 годы)», определившая ряд приоритетных мероприятий, необходимых для:

повышения качества и доступности предоставляемых государственных и муниципальных услуг, упрощения процедур и сокращения сроков их оказания, повышения открытости информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления (подпрограмма «Качество жизни граждан и условия развития бизнеса в информационном обществе»);

перехода к новой форме организации деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, качественно новому уровню оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных (муниципальных) услуг и информации о результатах деятельности органов власти (подпрограмма «Электронное государство и эффективность государственного управления»).

15 декабря 2009 года открылся Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) (далее — Единый портал), который входит в инфраструктуру, обеспечивающую информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме. Единый портал госуслуг является частью федеральной целевой программы «Электронное правительство», которую в полной мере планируется реализовать к 2018 году.

Единый портал — федеральная государственная информационная система, обеспечивающая:

— доступ физических и юридических лиц к сведениям о государственных и муниципальных услугах, государственных функциях по контролю и надзору, об услугах государственных и муниципальных учреждений, об услугах организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, размещенных в федеральной государственной информационной системе, обеспечивающей ведение реестра государственных услуг в электронной форме;

— предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг, услуг государственных и муниципальных учреждений и других организаций, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством Российской Федерации и высшими исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации;

— учет обращений граждан, связанных с функционированием Единого портала, в том числе возможность для заявителей оставить отзыв о качестве предоставления государственной или муниципальной услуги в электронной форме.

Единый портал доступен любому пользователю информационно-телекоммуникационной сети Интернет и организован таким образом, чтобы обеспечить простой и эффективный поиск информации по государственным или муниципальным услугам. Помимо федерального портала созданы региональные порталы государственных и муниципальных услуг. Они предоставляют гражданам и бизнесу информацию о государственных и муниципальных услугах, оказываемых в регионе, а также являются одним из наиболее популярных компонентов системы предоставления услуг на региональном и муниципальном уровне.

Все услуги, размещенные на Едином портале, также соотнесены с конкретным регионом Российской Федерации: место получения услуги определяет как наличие самой услуги, так и условия ее предоставления.

Государственные и муниципальные услуги классифицированы по ряду признаков:

— по жизненным ситуациям

— по категориям пользователей

— по популярности — частоте заказа услуги и представлены в виде каталога.

В информационной карточке каждой услуги содержится следующая информация:

Читайте так же:
Как по току подобрать счетчик трехфазный

— наименование органа государственной власти или органа местного самоуправления, предоставляющего услугу;

— категории заявителей, которым предоставляется услуга;

— необходимые документы, подлежащие представлению заявителем для получения услуги, способы получения документов заявителями и порядок их представления с указанием услуг, в результате предоставления которых могут быть получены такие документы;

— сведения о возмездности (безвозмездности) оказания услуги и размерах платы, взимаемой с заявителя, если услуга оказывается на возмездной основе;

— результат предоставления услуги;

— сроки предоставления услуги;

— основания для приостановления предоставления услуги или отказа в ее предоставлении;

— информация о месте предоставления услуги;

— сведения о допустимости досудебного (внесудебного) обжалования действий (бездействия) должностных лиц, предоставляющих услугу, и результатов предоставления этой услуги;

— контакты для получения дополнительной информации (телефоны органа государственной власти или органа местного самоуправления, ответственного за предоставление услуги, телефоны мест предоставления услуги);

— формы заявлений и иных документов, заполнение которых заявителем необходимо для обращения в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления для получения государственной или муниципальной услуги (в электронной форме).

На Едином портале реализована концепция «личного кабинета» пользователя, обеспечивающая после его регистрации на портале следующие возможности:

— ознакомление с информацией о государственной или муниципальной услуге (функции);

— обеспечение доступа к формам заявлений и иных документов, необходимых для получения государственной или муниципальной услуги (функции), их заполнение и представление в электронной форме;

— обращение в электронной форме в государственные органы или органы местного самоуправления;

— осуществление мониторинга хода предоставления государственной или муниципальной услуги или исполнения государственной функции;

— получение начислений и возможность оплаты государственных пошлин, штрафов и сборов;

— хранение реквизитов пользователя;

— получение результатов предоставления государственных или муниципальных услуг в электронной форме на Едином портале, если это не запрещено федеральным законом.

Счетчик обращений оператор инфраструктуры электронного правительства

Компоненты федеральной инфраструктуры электронного правительства

Федеральная Инфраструктура Электронного Правительства (ФИЭП) позволяет гражданам получать госуслуги в электронном виде и экономить время на посещении ведомств и сборе справок.
Ключевые компоненты ФИЭП:

Единый Портал Государственных Услуг (ЕПГУ) содержит сведения о государственных и муниципальных услугах, а также позволяет физическим, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям получать эти услуги в электронной форме. Через ЕПГУ можно в электронном виде подать заявление о предоставлении услуги и приложить необходимые для этого документы, узнать через «Личный кабинет» на портале о ходе рассмотрения обращения, оплатить госпошлину. Сегодня на Едином портале госуслуг доступно более 29 тыс. государственных услуг федерального, регионального и муниципального уровней.

Заявления и подаваемые документы могут заверяться простой электронной подписью. По каждой из услуг, предоставляемых на портале, указываются получатели, а также список необходимых документов, стоимость и порядок оплаты, сроки и результат оказания. Здесь же публикуются связанные нормативно-правовые акты, адреса и телефоны ведомств.

На ЕПГУ реализован удобный поиск, рубрикатор услуг по категориям и ведомствам. Услуги и полезная информация объединены в так называемые «жизненные ситуации», которые подсказывают пользователям, как лучше поступить, к примеру, при утере документов или выходе на пенсию. А в 2019 году была запущена реализация принципиально нового формата оказания госуслуг в соответствии с жизненными ситуациями – суперсервисы. На портале госуслуг доступен раздел с их прототипами для получения оценки и предложений граждан.

Пользователи портала госуслуг могут оплачивать госпошлины (с понижающим коэффициентом 0,7), автоштрафы (со скидкой 50%), судебные и налоговые задолженности, коммунальные услуги и прочие начисления по квитанциям. Оплата доступна с помощью банковской карты, электронных денег, счета мобильного телефона, а также сервисов Apple Pay и Google Pay. В декабре 2017 года была реализована возможность оплаты нескольких начислений одной операцией — «Мультиоплата».
За 2019 год было совершено около 63 млн успешных платежей на сумму свыше 66 млрд рублей.

Единая Система Идентификации и Аутентификации (ЕСИА) предоставляет пользователю единую учетную запись для доступа к множеству государственных информационных систем. Регистрация в ЕСИА позволяет уже после первого входа в ту или иную систему в дальнейшем заходить на любые порталы, использующие ЕСИА, под тем же логином и паролем.

С помощью ЕСИА около 3 тысяч пользователей в минуту заходят на ЕПГУ и региональные порталы госуслуг, сайт «Российской общественной инициативы» (РОИ), Росреестра, Федеральной системы налоговой службы и Пенсионного Фонда, подключаются к Wi-Fi в московском метро.

Читайте так же:
Схема подключения электросчетчик соэ 55 60ш

Сегодня к ЕСИА подключено более 4000 информационных систем, а число зарегистрированных пользователей превышает 100 млн.

Единая Система Межведомственного Электронного Взаимодействия (СМЭВ) упрощает получение гражданами государственных услуг, передавая большую часть необходимых сведений между органами власти и внебюджетными фондами в электронном виде. СМЭВ позволяет реализовать принцип «одного окна»: гражданин обращается за услугой в профильное ведомство, специалисты которого, используя СМЭВ, собирают необходимые данные в других ведомствах.

При этом у пользователей отпадает необходимость в самостоятельном сборе нужных документов.

В конце 2019 года в СМЭВ было зарегистрировано свыше 107 млрд. запросов, подключено более 13,5 тыс. участников, из которых около 100 — федеральные органы власти, 1,6 тыс. — региональные, почти 10 тыс. — муниципальные и более 900 — кредитные организации.

Счетчик обращений оператор инфраструктуры электронного правительства

Минэкономразвития России разработало законопроект, который вносит поправки в Федеральный закон № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». В нем на системной основе закрепляются принципы получения госуслуг: перевод в электронный вид, проактивность и экстерриториальность.

Одним из главных принципов является полный перевод всех процессов, связанных с предоставлением государственных и муниципальных услуг, в электронный вид. Это касается не только способа подачи заявлений, но и всего технологического процесса внутри органа. В законопроекте содержатся нормы про приоритет записей в юридически значимых электронных реестрах (так называемая «реестровая» модель) над бумажными документами, исключительно электронное взаимодействие органов при предоставлении услуги, открытость в плане доступа к информации и др.

Для полноценного перевода услуг в электронный вид законопроектом предусматривается создание новых компонентов цифровой экосистемы предоставления государственных и муниципальных услуг: облачная платформа предоставления государственных и муниципальных услуг и реестр информационных взаимодействий. При этом в предоставлении услуг будет применяться индивидуальный подход. Соответствующая система будет автоматически настраивать вариант предоставления государственной услуги для каждого конкретного человека, в том числе готовить точный перечень документов на базе машиночитаемого регламента.

Еще один принцип предоставления государственных услуг, закрепленных законопроектом – это проактивность. Законопроектом создаются правовые условия, позволяющие начать предоставление услуги до фактического обращения заявителя. Так, например, в день 45-летия гражданину возможно будет предложить подписать заранее сформированный и заполненный проект запроса о замене паспорта. Также при получении услуг, которые с большой вероятностью повлекут обращение за другими услугами заявителю предложат сразу обратиться за такими услугами (например, при замене паспорта в связи с изменением фамилии можно одним комплектом поменять ещё и права, и заграничный паспорт).

Одной из важнейших новаций законопроекта является отказ от получения государственных услуг в присутственных местах органов власти и переход к их предоставлению через МФЦ и в электронной форме (перечень исключений из этого правила будет установлен Правительством). Кроме того, граждане смогут независимо от места их жительства получать все федеральные услуги в любом МФЦ страны.

Дополнительным нововведением станет возможность не заполнять самостоятельно заявление на получение услуги, это будут делать сотрудники МФЦ. К тому же, будет реализована возможность получения госуслуг через инфраструктуру негосударственных организаций. К примеру, гражданин обращается в банк за ссудой и там же получает все необходимые справки.

Меняется и роль самих многофункциональных центров: помимо единого фронт-офиса предоставления государственных услуг, они становятся гарантом защиты прав заявителей – «омбудсменом» по государственным услугам. При нарушении ведомствами порядка предоставления услуг (в случае нарушения сроков или порядка предоставления услуг и др.) МФЦ будет вправе обратиться с запросами в прокуратуру с обращением о нарушении прав заявителей.

Кроме того, в соответствии с законопроектом, МФЦ придадут статус «цифрового нотариуса» — МФЦ может отсканировать, подписать своей электронной подписью и поместить в цифровой профиль гражданина бумажный документ, нужный для получения услуги, после чего гражданину больше не придется предъявлять этот документ — при получении других его можно будет приложить из цифрового профиля гражданина. Аналогично и обратное – получив электронный документ по результатам предоставления государственной услуги заявитель может обратиться в МФЦ и получить бумажный экземпляр такого документа, заверенный печатью.

«Законопроект не просто совершенствует отдельные аспекты предоставления государственных услуг, а закладывает новую философию взаимодействия человека с государством в условиях цифровой среды», — подчеркнул заместитель министра Савва Шипов.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector