Sfera-perm.ru

Сфера Пермь
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Счетчик np 545 межповерочный интервал

Нормы и практика ВС РФ о последствиях истечения межповерочного интервала

ВС РФ очень много высказывался в 2019 году по безучетному потреблению в том числе отражая свое мнение в Обзорах. Причины понятны, хотя было много и есть много других интересных вопросов в энергетике, но они эпизодические и не на слуху.

Очень часто стал вставать еще один вопрос и возможно он тоже заслужил внимания и появления в обзоре.

Прибор учета или измерительный комплекс должен быть поверен. То есть в установленном законом порядке специализированный субъект, уполномоченный на поверку должен подтвердить заключением, что прибор учета к расчетам годен.

Кстати, само по себе доказательство того, что ПУ или ИК поверен без прохождения им процедуры допуска в эксплуатацию не влечет автоматическое применение прибора учета для расчетов.

Однако физика есть, физика и ИК и ПУ не могут быть непорочны вечно, поэтому после первой поверки должны проводиться последующие каждый раз как только истекает межповерочный интервал (МПИ).

Очень часто про истечение МПИ забывается.

Правовые последствия истечения МПИ в электроэнергетике — применение расчетного способа предусмотренного п.п. 166 и 179 Основных положений.

Но многие энергокомпании учитывая, что непроведение поверки сразу после истечения МПИ также является по сути нарушением порядка учета, квалифицируют подобное нарушение как безучетное потребление. С такой квалификацией, как мне кажется, иногда поспешно спешат согласиться некоторые арбитражные суды, поскольку подобное нарушение потребителем порядка учета только в совокупности с радом других обстоятельств заслуживает подобной квалификации.

Как указано выше в Основных положениях упомянуто только одно последствие истечения МПИ — применение расчетного способа равному средним показаниям за аналогичный период прошлого года с даты итечения МПИ до истечения 2 месяцев, последующие периоды равному произвкедению максимальной мощности на количство часов или, если она не известна, по допустимой токовой нагрузке. Этот же 2 месячный срок, что в специальном законодательстве, что в общем упоминается как разумный срок приведения прибора учета в нормальное состояние при любых иных отклонениях.

Но если энергокомпания данный момент упустила, не знала и считала по прибору учета означает ли это, что нормы п.п. 166 и 179 Основных положений фактически не действует?

Безусловно нет и тут энергокомпания вправе провести перерасчет объема отпуска используя расчетный способ с момента истечения МПИ.

Но допустимо ли просто на основании факта истечения МПИ и непроведения в течение 2 месяцев поверки на момент проверки ИК или ПУ составлять акт о неучтённом потреблении и на его основании объем ранее неучтенного потребления выставить потребителю естественно в месяце составления акта?

Разбирая последние за 2019-2020 года отказные определения судей ВС РФ, специализирующихся на энергоспорах, следует отметить, что можно, другой вопрос будут ли эти акты приняты или нет для подтверждения безучетного потребления зависит от конкретных обстоятельств.

Если будет доказано, что прибор учета после истечения МПИ работал неправильно например поверка пусть и проведенная поздно это показала в заключении, тут несомненно стоит говорить именно о безучетном потреблении.

Если прибор учета длительное время после истечения МПИ не поверяется в том числе доказательства поверки в материалы дела потребителем не представлены судьи ВС РФ допускают подтверждение квалификации данных бездействий как безучетного потребления.

Если прибор учета поверен, но со значительной просрочкой и без его совместной передачи и приглашения на поверку думается даже сам факт положительных итогов поверки подтвержденных в суде не должен нивелировать безучетное потребление. Здесь я думаю разумно сослаться еще и на Обзор 4/2019 в котором рассматривался вопрос об открытости процедуры экспертизы и проверки прибора учета для любого ее участника, хотя к этому обзору еще вернемся.

Читайте так же:
Как обнулит счетчик epson sx130

В то же время если прибор учета предоставлен на поверку и сделано это было с незначительно просрочкой (сразу отмечу значительность или незначительность просрочки ее уважительность это предмет оценки суда в каждом конкретном деле), а еще лучше и с приглашением на ее проведение энергокомпаний и доказательства положительного итога поверки представлены в суд, суд вправе не согласиться с актом неучтенного потребления поскольку не доказан факт искажения данных учета.

Эта логика соответствует духу законодательства об энергосбережении и электроэнергетике и не позволяет потребителю получать выгоду из своего незаконного поведения, а также энергокомпании получить больше того, чем за реально отпущенное.

Но везде есть нюансы, в частности, что самое интересное в Обзоре 4/2019 указано: «Из приведенного определения следует, что безучетное потребление электрической энергии действующее законодательство обусловливает совершением потребителем различных действий, одни из которых являются основанием для квалификации в качестве безучетного потребления в силу факта их совершения потребителем, тогда как другие действия для подобной квалификации должны привести к искажению данных об объеме потребления электрической энергии. Бремя доказывания наличия иных действий (бездействия), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности), возлагается на лицо, проводящее проверку.»

Многие могут понять это как то, что теперь потребитель в принципе не обязан на суде предоставлять доказательства о проведении поверки и что ее результат был положительный, а сетевая компания должна танцевать с бубном, истребовать прибор на поверку требовать экспертиз и т.д. Удаляться в объяснение неправильности подобного подхода я не буду поскольку его явная порочность очевидна, да и дело в обзоре касалось другого вопроса (кейса).

Второй возможный довод противников возникновения каких-либо негативных последствий истечения МПИ для потребителя п. 12 ст. 13 Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Закон этот не для слабонервных, поэтому не все найдут в нем иногда очень полезные на практике положения, в частности в отношении учета, бехозяйных сетей и т.д., поскольку одна только ст. 13 этого закона пример того, как устарели наши традиции законодательной техники.

Но вернемся с тексту пункта, в нем есть последние предложения, описывающее последствия невыполнения потребителями требований по эксплуатации и восстановлению приборов учета при выявлении их ненадлежащего состояния.

В частности применительно к электроэнергетике электросетевые организации при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета. Собственники этих приборов учета или лица, являющиеся собственниками объектов, на которых установлены эти приборы учета, обязаны обеспечить допуск указанных организаций к приборам учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на их эксплуатацию, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.

И тут у многих зарождается мысль сетевая компания должна знать об истечении МПИ вот пусть и идет к потребителю через 2 месяца на объект проводит поверку или ставит новый ИК или ПУ, не пошла значит не имеет права требовать расчета потребления по истечении 2 месяцев по максимальной мощности или допустимой токовой нагрузке.

Но эту мысль когда-то Верховный суд РФ тоже пресёк даже не побоявшись это сделать на примере «льготного» ЖКХ, отметив, что наличие субсидирующей обязанности РСО заниматься оприбориванием домов, не нивелирует нормы о применении расчетных способов к ИКУ (УК ТСЖ, ТСН и т.д.), которые нарушили 261-ФЗ и не оприборили МКД.

Читайте так же:
Импульсный счетчик схема принципиальная

— не всякое истечение межповерочного интревала должно быть квалифицировано, как безучетное потребление, НО

-негативные последствия непровоедения поверок наступают для потребителя практически всегда, за исключением случая коглда потребитель, действуя открыто и добросовестно поверку пусть и с нарушением срока проводит и она подтверждает исправность и годность прибора.

На сей пост меня мотивировал мой коллега, возмутившийся, тем что нормы о применении негативных последствий истечения МПИ и непроведения поверок в виде квалификации данных действий как безучетного потребления повсеместно нивелируются судами. Как мне кажется, это не так.

Но было бы очень неплохо, чтобы в обзоре 1/2020 хотя бы в разделе вопросов и ответов, Верховный суд РФ подтвердил или опроверг данные мысли.

В частности до верховного суда не дошел вопрос, если итечение МПИ не квалифицировано как безучетное потребление и поверка не проведена, можно ли требовать доплаты за услуги по передаче и потребленную электроэнергию соответвенно за периоды, в которые ПУ или ИК де-юре был порочным, но по его показаниям велся расчет?

Межповерочный интервал электросчетчика.

  1. Проверка счетчика о закону.
  2. Виды и суть проверок.
  3. Проверка между техническими сроками
  4. Порядок прохождения проверки: куда обращаться
  5. Заключение.

С конца сентября 2020 года в РФ введены новые правила проверки всех приборов учета, в том числе изменился межповерочный интервал счетчиков. Главное отличие от предыдущих правил – обязательная регистрация в электронном формате при начислении платы за коммунальные услуги. Бумажные варианты учета выдаваться будут, но только по требованию или острой необходимости, так в стране постепенно переходят на цифровизацию и электронный учет.

Проверка счетчика о закону.

Любые действия сотрудников, собирающих данные со счетчиков потребителей электроэнергии, опираются на ФЗ РФ № 102 и ФЗ № 261.

В них сказано, что функционировать могут только рабочие счетчики, а показания снятые с неисправных или непроверенных приборов не могут считаться точными. По ним не начисляется сумма к оплате, а берутся усредненные данные.

Проверка счетчика – процедура, согласно которой подтверждается исправность прибора, проводится сравнительный анализ показаний с эталоном.

На основании специальной формулы рассчитывают вероятную погрешность, далее выдается сертификат дающий право эксплуатации электросчетчика дальше или выносится определение по его замене.

  • Осмотр счетчика, исключение повреждений, срывов пломбы.
  • Проверка электроизоляции, плотности соединения контактов.
  • Определение погрешностей при помощи прибора.
  • Исключение «самохода».
  • Устанавливают, насколько электросчетчик чувствительный.

Еще до вызова мастера можно самостоятельно понять, работает ли электросчетчик корректно. Для этого 3 стоватные лампочки параллельно соединяют и подключают к сети, отключаются все электроприборы.

При помощи секундомера фиксируется время оборота диска 5 раз (светодиод делает 10 миганий).

Далее, для подсчетов используют формулу: E = (P * T * A / 3600 — 1) * 100%.

(Р – мощность потребления, Т – время однократного вращения диска, А – передаточное число, Е – погрешность).

Погрешность в работе электросчетчика допускается 2%, если выше – нужно вызывать специалиста и проверять.

Виды и суть проверок.

Предусмотрено несколько видов проверок электросчетчиков, каждая из них отражает определенную суть и делается по индивидуальным правилам.

Проводится только для нового счетчика, сошедшего с конвейера. Если это импортный вариант, то оценивается возможность его введения в продажу на территории РФ.

Главная задача – понять, полностью ли электросчетчик готов к работе и доля погрешности в выводимых показателях. Полученные значения заносятся в техпаспорт изделия.

Проверка проводится вне зависимости от того, был ли прибор в работе или просто лежал на полке магазина. Цель – выявить степень износа механизма.

Если все в порядке, электросчетчик вновь пускают в работупродажу, если нет, выдается заключение, по которому владелец помещения должен заменить электросчетчик на новый.

Читайте так же:
Счетчик се 102 okr1svz

Внеплановая проверка, которую часто инициирует ресурсопоставляющая организация.

Также может заказать и собственник помещения, если у него появились сомнения в правильность работы счетчика, были утеряны документы на прибор, срок эксплуатации подходит к концу или его ремонтировали.

Важно! Новый электросчетчик не нуждается в проверке, если он только что куплен в магазине.

В случае, если собственник приобрел его давно, перед установкой специалисты «горэлектросетей» проведут периодическую проверку и дадут заключение о пригодности прибора.

Срок хранения на складе однофазных счетчиков – 2 года, трехфазных до 12 месяцев.

При покупке нужно обратить внимание на дату выпуска, если срок хранения истек собственнику потребуется провести периодическую проверку. Поэтому приобретать нужно «свежий» счетчик.

Проверка между техническими сроками

Межповерочный интервал электросчетчиков (электронных, механических) зависит от типа прибора, но все данные проверки заносят в таблицу.

При осмотре однофазных счетчиков устанавливают сроки проверки – каждые 16 лет точно, за исключением СО-1 (номинальный ток 5 и 10 единиц), его проверяют каждые 8 лет.

Согласно ГОСТ 6570-96, старые счетчики класса 2.5 меняют сразу при истечении межповерочного интервала.

С октября 2000 годаи по текущий 2020 действуют новые стандарты, однофазные приборы проходят проверку по иным правилам:

  • СО-Ф663 – проверка раз в 5 лет.
  • А100D1B – до 16 лет работы без проверки.

Остальные марки электросчетчиков, как правило, работают 6 лет, именно столько дают гарантию производители на бесперебойную службу прибора.

Трехфазные счетчики требуют частых проверок, в среднем через 4-8 лет, все зависит от модели.

Какой межповерочный интервал для электронных вариантов? Он установлен в 6 лет.

Порядок прохождения проверки: куда обращаться

Собственник жилого помещения может подать заявку только в специализированную метрологическую организацию, имеющую лицензию на данный тип проверок.

Порядок осуществления проверки при съеме электросчетчика:

  • Подача заявки собственником на демонтаж в электроснабжающую организацию.
  • После того, как специалист снимет электросчетчик нужно отвезти прибор в ЦСМ.
  • Мастер проверяет счетчик, составляет проверочный акт.
  • Прибор везут в ресурсоснабжающую организацию в абонентский отдел где ставят отметку о прохождении проверки, вводят его в расчетную схему и монтируют на прежнее место.

В случае, если счетчик работает некорректно, его срок годности истек, собственнику предложат заменить прибор на новый.

Важно! В технической документации к прибору специалист обязательно должен внести допсведения о факте проведения межпроверочных работ.

Прилагается сертификат где указывается дата проверки, степень погрешности, есть или нет неполадки в работе.

Заключение.

До 01.01. 2021 года проверку даже «просроченных» счетчиков приостановили из-за пандемии.

До того, как вызывать специалиста, нужно узнать, является ли организация аккредитованной, для этого заходят на сайт «Росаккредитации» и сверяются со списком организаций, у которых есть разрешение на метрологические услуги.

Важно! Даже отличный специалист-электрик, не имеющий соответствующего сертификата, не может проверить корректность работы прибора.

Такие сведения не засчитываются, поэтому нужно тщательно выбирать компанию с разрешительными документами, чтобы не стать жертвами мошенников.

Специалист ЦСМ сразу должен внести данные проверки в ФГИС «Аршин», отдавать деньги за услугу можно только тогда, когда придет подтверждение, что система эти сведения внесла в свою базу данных.

Красноярскэнергосбыт временно «реабилитировал» счетчики, у которых истек срок межповерочного интервала

Дата публикации: 17 Апреля 2020

Красноярскэнергосбыт продлевает до конца 2020 года прием показаний приборов учета, у которых закончился или истекает межповерочный интервал. В том числе энергосбытовая компания временно «реабилитирует» и те счетчики, которые были сняты с учета до введения особого режима в связи с пандемией коронавируса. Это относится как к приборам учета электроэнергии, так и к счетчикам горячего и холодного водоснабжения в тех населенных пунктах, где Красноярскэнергосбыт принимает плату за данные ресурсы.

Читайте так же:
Как вычислить киловатты по счетчику

Решение о продлении приема показаний приборов с истекшим межповерочным интервалом до 1 января 2021 года принято на основании Постановления Правительства № 424 от 2 апреля 2020 года «Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Это Постановление приостанавливает до конца 2020 года действие ряда положений действующих правил предоставления коммунальных услуг.

Напомним, что каждый действующий прибор учета подлежит периодической поверке, срок которой указывается в его техническом паспорте. Межповерочный интервал – период времени, в течение которого полученные показания признаются точными. В соответствии с действующим законодательством, по истечении межповерочного интервала прибор снимается с учета. После этого первые три месяца начисления производятся по среднемесячным показателям, затем – по нормативам с повышающим коэффициентом равным 1,5. Как правило, эта сумма превышает начисления по фактическим показаниям.

На сегодняшний день в Красноярском крае более 92 тысяч приборов учета переведены в разряд нерасчетных, подлежащих государственной метрологической поверке или замене.

«В период особого режима Красноярскэнергосбыт и другие лицензированные организации, имеющие право осуществлять деятельность по обслуживанию приборов учета, вынуждены прекратить все выездные работы. Клиенты лишены возможности привести свой счетчик в соответствие законодательным требованиям. Поэтому все санкции временно отменены. Но с 1 января 2021 года счетчики, подлежащие поверке, вновь будут сняты с учета», — уточнила заместитель исполнительного директора по реализации ПАО «Красноярскэнергосбыт» Юлия Смирнова.

До конца 2020 года для владельцев подобных приборов учета размер платы за электроэнергию будет рассчитываться в следующем порядке:

— если собственник возобновит передачу показаний, то по фактическим показаниям подобных приборов учета;

— при отсутствии показаний в первые три месяца объем определяется исходя из среднемесячного объема потребления (определенного по ранее переданным показаниям за период не менее, чем 6 месяцев). С четвёртого месяца и далее объём электроэнергии рассчитывается исходя из нормативов потребления. Повышающий коэффициент 1,5 применяться не будет.

По завершении действия особого режима обратиться по вопросу поверки или замены прибора учета можно через сервисы «Личный кабинет клиента» и «Виртуальная приемная», а также по телефону контактного центра ПАО «Красноярскэнергосбыт» 8-800-700-24-57 или по любому номеру телефона, указанному в квитанции.

Истечение межповерочного интервала и безучетное потребление

Опровержение презумпции непригодности для коммерческого использования приборов учета с истекшим межповерочным интервалом.

Электроснабжение

Действующее законодательство обязывает осуществлять расчеты за потребленные энергетические ресурсы на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Достоверность данных учета потребленных энергетических ресурсов обеспечивается путем соблюдения нормативно установленных требований к техническим характеристикам приборов учета, в том числе о периодичности поверок.

Из положений законодательства об обеспечении единства измерений следует, что использование средств измерения, срок поверки которых истек, не допускается; истечение срока поверки свидетельствует о недостоверности показаний средства измерения о количестве поставленного ресурса и фактически означает отсутствие прибора учета.

Последствием истечения срока межповерочного интервала является применение расчетного способа определения платы за электрическую энергию ретроспективно с даты истечения срока поверки по правилам безучетного потребления, а также с момента проверки до подтверждения соответствия прибора учета (системы учета) метрологическим требованиям или их замены.

Безучетное потребление электрической энергии может возникнуть в силу совершения потребителем различных действий. Первая группа действий (например вмешательство в работу приборов учета) являются основанием для квалификации в качестве безучетного потребления в силу факта их совершения. Вторая группа действий (бездействие) для квалификации в качестве безучетного потребления должна привести к искажению данных об объеме потребления электрической энергии.

Читайте так же:
Что за профессия счетчик

Непроведение потребителем поверки прибора учета не относится к вмешательству в работу прибора учета. Буквальное содержание нормы о безучетном потреблении позволяет квалифицировать такое нарушение как бездействие, которое привело к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности).

При этом сам факт истечения межповерочного интервала предполагает искажение прибором учета данных об объеме потребления, пока не доказано обратное.

Потребитель, пропустивший срок поверки, не лишен возможности представить доказательства, опровергающие пороки учета и необходимость исчисления объема полученного ресурса расчетным путем, поскольку последующее признание прибора учета соответствующим метрологическим требованиям подтверждает его соответствие указанным требованиям на весь период после окончания срока поверки.

Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 № 310-ЭС19-27004 по делу № А68-13427/2018

Водоснабжение и водоотведение

Водоканал, осведомленный как о дате поверки установленного у абонента прибора учета так и о дате следующей поверки этого прибора, в течение длительного времени не осуществлял проверку состояния приборов учета воды на объекте абонента, принимал от абонента показания приборов учета по истечении МПИ.

Судами установлено, что в случае истечения МПИ поверки приборов учета, такой прибор учета считается вышедшим из строя (неисправным), что, в свою очередь, является основанием для определения объема воды расчетным способом (метод учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения).

Учитывая, что Водоканал, осведомленный как о дате поверки установленного у абонента прибора учета (2008 год), так и о дате следующей поверки этого прибора (2014 год), в течение длительного времени не осуществлял проверку состояния приборов учета воды на объекте абонента, принимал от абонента без замечаний показания приборов учета по истечении МПИ, то есть не проявил как профессиональный участник отношений по водоснабжению должной заботливости и осмотрительности в целях недопущения нарушений учета со стороны своего абонента.

При этом последующие действия водоканала, не обнаружившего при проведении проверки каких-либо нарушений учета на стороне абонента, в т.ч. относящихся к технической исправности и коммерческой пригодности прибора учета, однако, потребовавшего от последнего оплатить объем поставленной воды, определенной расчетным способом (по пропускной способности), не могут быть признаны добросовестными действиями профессионального участника оборота, поскольку длительное уклонение от проверки состояния приборов учета способствовало увеличению продолжительности использования абонентом прибора с истекшим МПИ, и, следовательно, не должны пользоваться защитой со стороны суда.

Абонент, пропустивший установленную дату поверки прибора учета, самостоятельно осуществил поверку этого прибора учета.

Поскольку поверка осуществлялась без замены прибора учета или его демонтажа, полученное абонентом свидетельство о поверке является достаточным подтверждением технической исправности и коммерческой пригодности названного прибора в спорном периоде.

Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 30.09.2020 № 310-ЭС20-9716 по делу № А08-2193/2019

Проведение обществом в течение разумного срока после получения претензии с требованием об оплате водопотребления за последние три года в объеме, исчисленным методом пропускной способности, поверки счетчика воды в организации, являющееся государственным региональным центром метрологии, которое установила пригодность названного прибора для измерения объема воды, что подтверждено документально, является достаточным подтверждением технической исправности и коммерческой пригодности названного прибора в спорном периоде.

Также судами учитывается отсутствие искажений показаний прибора учета при передаче их водоканалу либо умышленное воспрепятствование допуску его представителей к прибору учета.

Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 24.11.2020 № 310-ЭС20-13165 по делу № А68-1493/2019

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector