Счетчик два направления учет
Приобретение и обслуживание счетчиков
Автор: Мишанина М., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Как отразить принятие на баланс образовательного учреждения приборов учета коммунальных ресурсов – счетчиков потребления воды, газа, электро- и тепловой энергии? На какие КВР и коды КОСГУ отнести расходы, связанные с их приобретением, установкой (монтажом), заменой и обслуживанием?
Покупка и установка счетчиков
В силу п. 45 Инструкции № 157н устройства средств измерений, в том числе счетчики потребления коммунальных ресурсов, не включаются в состав систем коммуникации здания (систем отопления, сетей водопровода, газопровода, электричества и т. д.). Они относятся к оборудованию этих систем и учитываются как самостоятельные инвентарные объекты.
Такие объекты соответствуют установленным п. 7, 8 СГС «Основные средства» критериям отнесения их к категории основных средств, поскольку:
выполняют определенные самостоятельные функции;
принадлежат учреждению на праве оперативного управления и используются в его деятельности неоднократно или постоянно;
при их использовании возможно получение экономических выгод или полезного потенциала;
первоначальная стоимость объектов может быть надежна оценена.
КВР и коды КОСГУ
Расходы, связанные с покупкой счетчиков и их установкой (монтажом), относятся на КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» (п. 48.2.4.4 Порядка № 85н).
При выборе статьи (подстатьи) КОСГУ необходимо принимать во внимание условия соответствующего договора (контракта).
Если в рамках договора поставки счетчика предусмотрены работы по его установке (то есть объект доводится до состояния готовности к эксплуатации) и стоимость таких работ в договоре не выделена, расходы учреждения относятся на статью 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ (п. 11.1 Порядка № 209н).
Если поставка и монтаж счетчика осуществляются по разным договорам:
расходы на его приобретение отражаются по подстатье 347 «Увеличение стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений» КОСГУ, поскольку счетчик как оборудование, требующее монтажа, относится к материальным запасам (п. 11.4.7 Порядка № 209н, п. 99, 118 Инструкции № 157н);
расходы на его установку отражаются по подстатье 228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений» КОСГУ (п. 10.2.8 Порядка № 209н).
После проведения работ по монтажу счетчик необходимо принять на учет в качестве объекта основных средств по стоимости, сформированной из расходов, связанных с его покупкой и установкой.
Обратите внимание: в первоначальную стоимость объекта основных средств также могут быть включены иные затраты учреждения, непосредственно связанные с его приобретением, созданием (поименованы в п. 15 СГС «Основные средства»).
Бухгалтерские записи по учету счетчиков
В соответствии с положениями инструкций № 162н, 174н, 183н операции по принятию на баланс образовательного учреждения приборов учета коммунальных ресурсов, а также по учету расходов на их приобретение и монтаж отразятся в учете следующими корреспонденциями счетов:
Содержание операции
Бюджетные (автономные) учреждения
Казенные учреждения
Дебет
Кредит
Дебет
Кредит
Поставка и монтаж счетчиков в рамках одного договора
Сформирована первоначальная стоимость объектов основных средств – счетчиков при их приобретении у поставщика
Перечислены денежные средства за поставленные счетчики
0 201 11 610
Забалансовый счет 18 (КВР 244 / статья 310 КОСГУ)
Приняты к учету установленные счетчики
Поставка и монтаж счетчиков в рамках разных договоров
Получены от поставщика счетчики, требующие установки
Отражены капвложения в объекты основных средств (счетчики) в части:
их покупной стоимости
стоимости работ по их установке
Перечислены денежные средства:
за поставленные счетчики
0 201 11 610
Забалансовый счет 18 (КВР 244 / подстатья 347 КОСГУ)
за выполненные работы по установке счетчиков
0 201 11 610
Забалансовый счет 18 (КВР 244 / подстатья 228 КОСГУ)
Приняты к учету счетчики в составе основных средств
В силу п. 39 СГС «Основные средства» амортизация на приборы учета коммунальных ресурсов, признаваемых объектами основных средств, начисляется в следующем порядке:
на объекты стоимостью свыше 100 000 руб. – в соответствии с рассчитанными нормами;
на объекты стоимостью от 10 000 до 100 000 руб. включительно – в размере 100 % первоначальной стоимости при выдаче их в эксплуатацию.
В бухгалтерском (бюджетном) учете начисление амортизации на счетчики отражается по дебету счетов 0 401 20 271, 0 109 00 271 и кредиту счета 0 104 34 411.
Счетчики стоимостью до 10 000 руб. включительно не амортизируются. При передаче в эксплуатацию их стоимость списывается с балансового учета на забалансовый счет 21 «Основные средства в эксплуатации». В учете указанные операции отражаются по дебету счетов 0 401 20 271, 0 109 00 271 и кредиту счета 0 101 34 410 с одновременным увеличением соответствующего забалансового счета.
К сведению: на забалансовом счете 21 объект отражается на основании первичного документа, подтверждающего его ввод в эксплуатацию, в условной оценке «один объект – один рубль», в случае утверждения учреждением в рамках учетной политики иного порядка – по балансовой стоимости введенного в эксплуатацию объекта (п. 373 Инструкции № 157н).
Бюджетное образовательное учреждение за счет средств субсидии на выполнение муниципального задания приобрело у поставщика трехфазный счетчик учета электроэнергии, который был установлен по отдельному договору. Стоимость счетчика составила 3 000 руб., стоимость работ по его монтажу – 700 руб. Контрагентами по договорам поставки и установки счетчика являются коммерческие организации. После установки счетчик по сформированной стоимости был принят на баланс в составе основных средств.
В бухгалтерском учете составлены следующие корреспонденции счетов:
Счетчики Матрица и АИИС КУЭ Smart IMS. Вопросы и ответы.
Сайт в помощь тем, кто хочет узнать больше о счетчиках Матрица
- О сайте
- Все статьи
- Общая информация
- Счетчики 5 версии
- Счетчики 7 версии
- Внешний вид и дисплей счетчика
- АИИС КУЭ
- Технические характеристики
- Документация
- АИИС КУЭ в деталях
- Оборудование
- Программное обеспечение
- Конфигурация счетчиков
- Пусконаладочные работы
- Рекомендуемое
- Как настроить ПО после установки
Что такое счетчики Матрица и зачем они нужны.
Счетчик Матрица – это многофункциональный прибор учета с высоким классом точности. Благодаря ему вы, электросетевая и энергосбытовая компания всегда будут точно знать сколько и когда вы потребили электроэнергии.
А) СЧЕТЧИК МАТРИЦА. ЧТО ЭТО?
Счетчик МАТРИЦА – это интеллектуальное многофункциональное устройство, являющееся частью АИИС КУЭ.
Основные функции счетчика МАТРИЦА, это:измерение и учет активной и реактивной энергии в одном или двух направлениях
- многотарифный учет электроэнергии. Доступно до шести временных тарифов с возможностью задания специальных дней;
- измерение мгновенной мощности, тока, напряжения, температуры и других параметров сети;
- возможность считывания 1, 5, 10, 15, 30 и 60 минутных профилей;
- использование основного и дополнительного реле для защиты потребителя от токов короткого замыкания, а также для возможности ограничения потребляемой активной мощности, тока, минимального и максимального порога напряжения.
- возможность дистанционного считывания данных со счетчика и конфигурации счетчика.
Счетчик МАТРИЦА имеет различные виды функций для исключения попыток несанкционированного доступа:
- датчик вскрытия корпуса счетчика;
- датчик вскрытия крышки клеммника;
- определение неправильного подключение счетчика;
- датчик сильного внешнего магнитного поля.
- датчик дифференциального тока
Б) СЧЕТЧИК МАТРИЦА ПОМОЖЕТ СЭКОНОМИТЬ.
Счетчик МАТРИЦА имеет возможность учета электроэнергии с использованием дифференцированного тарифа по зонам суток. Таким образом потребитель может выбрать оптимальный тариф в соответствии со своим режимом потребления электрической энергии.
При использовании установки счетчика МАТРИЦА у всех абонентов отдельного дома, ТСЖ, СНТ, недобросовестные потребители лишаются возможности воровать электроэнергию. Таким образом общие потери электроэнергии данного объекта снижаются до уровня технических. Таким образом размеры дополнительных взносов, которые в платежках обозначаются как «общедомовые нужды» или «потери электроэнергии» существенно снижается. И добросовестные потребители больше не платят за недобросовестных.
Встроенное силовое реле, способное при необходимости отключить абонента, поможет защитить оборудование потребителя при возникновении короткого замыкании, резкого повышения или понижения напряжения, при возникновении утечек тока. Функция защитного отключения при грамотной настройке счетчика поможет избежать дорогостоящего ремонта оборудования, который может потребоваться после аварийных ситуаций в сети.
В) СЧЕТЧИК МАТРИЦА НЕ ДАСТ ОБМАНУТЬ.
Счетчик МАТРИЦА передает информацию в Центр сбора данных по закрытым протоколам связи, используя силовые линии 0,4 кВ. История показаний хранится в архиве счетчика и в базе данных в Центре сбора данных. Внесение изменений в показания по счетчику, хранящиеся в Центре исключено .
При возникновении спорных ситуаций между абонентом и электроснабжающей организацией, всегда существует возможность проанализировать историю показаний и разрешить конфликтную ситуацию.
Помимо сбора показаний счетчик фиксирует и передает в центр сбора данных информацию о несанкционированных действиях абонента и попытках доступа к счетчику, что исключает возможность хищения электроэнергии.
Г) СЧЕТЧИК МАТРИЦА ЗАЩИТИТ ВАС и ВАШЕ ОБОРУДОВАНИЕ.
Счетчик МАТРИЦА позволяет контролировать ряд параметров сети, записывать информацию об аварийных событиях, а также, при необходимости, отключать встроенное силовое реле.
Вот эти параметры:
- мощность (защита от перегрузки)
- ток (защита от короткого замыкания)
- Напряжение (защита от перенапряжения)
- Небаланс напряжения (защита от перекоса напряжения)
- Дифференциальный ток (защита от токов утечки)
- Температура (защита от перегрева)
Д) СЧЕТЧИК МАТРИЦА – ЭЛЕМЕНТ АИИС КУЭ И УМНЫХ СЕТЕЙ
Счетчик МАТРИЦА – один из основных элементов АИИС КУЭ на базе системы SMART IMS, выполненной по технологии ADDAX.
- осуществлять автоматический сбор данных с приборов учета;
- оперативно реагировать на аварийные ситуации в сети.
- сокращать потери электроэнергии благодаря сведению пофазного баланса, наличию датчика дифференциального тока, датчика вскрытия прибора учета;
- дистанционно изменять конфигурацию счетчиков, управлять потреблением абонентов;
- контролировать отдельные параметры сети;
- управлять уличным освещением.
- обмениваться информацией с биллинговыми системами для выставления счетов за электроэнергию.
Подробнее про систему АИИС КУЭ вы можете прочитать в разделе «АИИС КУЭ» .
Порядок учета электрической энергии с использованием интеллектуальной системы учета (ИСУ) — Lex Energética
Авторы:
Виноградов Дмитрий — эксперт телеграм канала — Lex Energética, практикующий юрист;
Насветников Михаил — эксперт телеграм канала — Lex Energética, практикующий юрист.
На кого возложена обязанность снимать показания приборов учета (пункт 155 ОПФРРЭ)
Данная обязанность возлагается на лицо, которое несет ответственность за прибор учета.
То есть, показания установленных и допущенных в эксплуатацию после 01.07.2020 приборов учета снимают:
- в многоквартирных жилых домах — гарантирующие поставщики;
- в остальных точках поставки – сетевые организации.
Показания установленных и допущенных в эксплуатацию до 1.07.2020 приборов снимаются в прежнем порядке вплоть до замены этих приборов учета после их утраты, выхода из строя или истечения их межповерочного интервала.
ВАЖНО! В случае неисполнения Гарантирующим поставщиком и (или) Сетевой организацией возложенной на них пунктом 151 ОПФРРЭ обязанности по замене прибора учета по истечении его межповерочного интервала или после получения уведомления потребителя о необходимости замены прибора учета последствия отсутствия учета электроэнергии в точке поставки в виде уплаты неустойки (50% и 100% стоимости услуг по передаче электроэнергии) возлагается на них.
Как происходит обмен показаниями приборов учета между субъектами рынка (пункт 156 ОПФРРЭ)
Для приборов учета, входящих в ИСУ — в порядке, установленном правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности) (которые еще не приняты);
Для приборов учета, не входящих в ИСУ — в порядке, установленном на основании соглашения о порядке информационного обмена показаниями
Уточнены даты, в которые должны быть сняты показания приборов учета (пункт 157 ОПФРРЭ)
- коллективные приборы учета в многоквартирных жилых домах – между 23-м и 25-м числом текущего месяца
- индивидуальные приборы учета в многоквартирных жилых домах и домовладениях – до 25-го числа текущего месяца
- остальные – в 00:00 1-го числа месяца, следующего за расчетным.
Снятие показаний расчетного прибора учета, не присоединенного к ИСУ, оформляется актом снятия показаний расчетного прибора учета и подписывается лицом, ответственным за снятие показаний прибора учета, а также представителями сетевой организации и (или) гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации) в случае, если в соответствии с условиями договора ими осуществляется совместное снятие показаний расчетного прибора учета.
Уточнены даты передачи показаний приборов учета (пункт 159 ОПФРРЭ)
Для приборов учета, не входящих в ИСУ:
- показания коллективных приборов учета в многоквартирных домах – до 26 числа текущего месяца;
- остальные приборы учета – в первый день месяца, следующего за расчетным.
Для приборов учета, входящих в ИСУ:
- в порядке, установленном правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности) — пока не приняты.
Уточнены сроки передачи показаний сетевыми организациями и гарантирующими поставщиками друг другу
По общему правилу показания приборов учета, полученные от потребителя или с использованием ИСУ, передаются другой стороне договора об оказании услуг по передаче электрической энергии до окончания 2-го числа месяца, следующего за расчетным (пункт 160 ОПФРРЭ).
Для показаний приборов учета в многоквартирных жилых домах установлены особые правила — см. пункт 162 ОПФРРЭ.
Гарантирующий поставщик передает в виде электронного документа, подписанного электронной подписью, до 5-го числа месяца, следующего за расчетным периодом, реестр, содержащий данные об объеме потребления электрической энергии в отношении жилых домов, многоквартирных домов (с распределением по каждому дому).
В отношении многоквартирных домов, не оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета, реестр должен содержать данные об объеме потребления электрической энергии в жилых и нежилых помещениях в таких многоквартирных домах.
Если многоквартирный дом присоединен к объектам другой Сетевой организации (территориальная Сетевая организация), то Сетевая организация (Котложержатель), с которой Гарантирующий поставщик заключил договор об оказании услуг по передаче электрической энергии, обязана передать территориальной Сетевой организации показания в течение суток с момента получения их от Гарантирующего поставщика.
Акты снятия показаний приборов учета, не включенных в ИСУ, передаются гарантирующим поставщиком в сетевую организацию до окончания 5-го числа месяца, следующего за расчетным (пункт 165 ОПФРРЭ).
Расчетные способы определения объема потребленной электроэнергии в случае непредоставления показаний прибора учета, а также в случаях выхода из строя, утраты прибора учета (кроме случаев безучетного потребления)
При наличии контрольного прибора учета – объем энергоресурса определяется по его показаниям (пункт 164 ОПФРРЭ).
В случаях отсутствия, неисправности, утраты или истечения интервала между поверками, истечения срока эксплуатации расчетного прибора учета, непредставления показаний расчетного прибора учета в установленные сроки, а также отсутствия контрольного прибора учета определение объема потребления электрической энергии для расчета за потребленную электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги по передаче электрической энергии производится на основании замещающей информации.
Замещающей информацией являются показания расчетного прибора учета за аналогичный расчетный период предыдущего года, а при отсутствии данных за аналогичный расчетный период предыдущего года — показания расчетного прибора учета за ближайший расчетный период, когда такие показания имелись (пункты 140, 179 ОПФРРЭ).
Расчетные способы определения объема потребленной электроэнергии в случае недопуска к прибору учета
В случае двукратного недопуска к прибору учета, находящемуся в границах балансовой принадлежности потребителя, объем потребления после второго случая недопуска определяется в порядке, установленном пунктами 140, 164, 179 ОПФРРЭ (см. выше) с применением повышающего коэффицента 1,5 (пункт 182 ОПФРРЭ).
В случае двукратного недопуска к прибору учета в границах производителя электрической энергии – объем производства считается равным 0 после второго недопуска
В случае двухкратного недопуска к прибору учета в границах ТСО:
- объем принятой в сеть э/э определяется по максимальному суточному значению за месяц, в который зафиксировано максимальное поступление в прошедшем году;
- объем отпуска э/э определяется по минимальному суточному значению за месяц, в который зафиксирован минимальный отпуск в прошедшем году.
Расчетные способы определения объема потребления в точках поставки с мощностью менее 5 кВт при отсутствии ПУ (пункт 185 ОПФРРЭ)
- применяется расчетный способ, согласованный в договоре, обеспечивающем продажу электрической энергии
- если расчетного способа в договоре нет, то исходя из характерных объемов потребления исходя из величины максимальной мощности и стандартного числа часов работы.
Судебная практика, а также самые важные изменения в законодательство в области электроэнергетики — Lex Energética
Установка водомерного счетчика на объекте: особенности учета расходов
Вопрос от читательницы Клерк.Ру Татьяны (г. Подольск)
Установка водомерного узла учета сточныхвод (водомерного счетчика) — это расходы на модернизацию (канализации) или текущие расходы по эксплуатации объекта? Можно ли оприходовать объект как отдельное ОС? Если нет, то как это можно отразить в учете?
Как известно, расходы на текущий и капитальный ремонт учитываются единовременно (п. 27 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н; ст. 260 НК РФ), а затраты на модернизацию и реконструкцию увеличивают стоимость основного средства (п. 27 ПБУ 6/01; п. 2 ст. 257 НК РФ) и в расходах будут признаваться только через амортизацию. Поэтому для правильного учета стоимости работ и во избежание нежелательных налоговых последствий важно определить, относятся они к ремонту или к модернизации.
Отличить ремонт от реконструкции иной раз трудно даже техническому специалисту, тем более, если речь идет о недвижимости.
В соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94, утв. Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359, канализация со всеми устройствами входит в состав зданий, как его внутренние коммуникации.
Чтобы определить основные критерии, по которым можно определить, ремонт это или модернизация логичнее всего обратиться к формулировкам, приведенным в Налоговом кодексе.
В соответствии с п. 2 ст. 257 НК РФ к достройке, дооборудованию и модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками или другими новыми качествами.
Если же говорить о ремонте, то он представляет собой поддержание или восстановление первоначальных качеств объекта путем, например, замены сломанной детали. Однако, как таковое понятие ремонта в Налоговом кодексе отсутствует.
Поэтому для квалификации тех или иных работ лучше использовать специальные документы, такие как:
— Положение о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000, утв. Постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 N 279;
— Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (ВСН) N 58-88 (Р), утв. Приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312;
— Письмо Минфина СССР от 29.05.1984 N 80 «Об определении понятий нового строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий».
В этих документах достаточно подробно расписано, какие работы относятся к текущему и капитальному ремонту, а какие — к реконструкции или модернизации.
Из указанных документов так же следует, что решающее значение для квалификации проведенных работ (ремонт или модернизация) будет иметь цель их проведения и последствия для основного средства. Так, целью проведения модернизации и реконструкции является улучшение (повышение) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта основных средств.
Целью же ремонта является устранение неисправностей (замена изношенных (сломанных) деталей (конструкций)), наличие которых делает невозможной или опасной саму эксплуатацию объекта основных средств.
Принимая во внимание неоднозначность решения квалификации работ (ремонт или модернизация), Минфин России в Письме от 23.11.2006 N 03-03-04/1/794 так же рекомендовал руководствоваться вышеприведенными документами:
Кроме того, при решении спорных вопросов суды руководствуются этими же документами (Постановления ФАС МО от 16.12.2009 N КА-А40/13427-09, от 24.10.2008 N КА-А40/9881-08; ФАС СЗО от 04.12.2009 по делу N А05-3564/2009; ФАС ПО от 18.01.2005 по делу N А57-11449/03-7).
Учитывая изложенное и содержание вопроса можно сделать вывод, что организация, установив водомерный узел, провела модернизацию канализации, как составной части здания.
Поэтому бухгалтерский учет затрат на модернизации рекомендуется осуществлять с учетом норм Положения по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда» ПБУ 2/2008, утв. Приказом Минфина России от 24.10.2008 N 116н, Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утв. Письмом Минфина России от 30.12.1993 N 160, и Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н.
В бухгалтерском учете увеличение первоначальной стоимости основных средств, по которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается, в частности, в случае модернизации (технического перевооружения), в результате которой улучшаются (повышаются) первоначально принятые нормативные показатели функционирования объекта основных средств ().
В рассматриваемом случае исходя из вышесказанного затраты на модернизацию будут отражаться в бухгалтерском учете по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 08-3 «Строительство объектов основных средств», в корреспонденции с кредитом счета 60 на отдельном субсчете, например на субсчете 60-1 «Расчеты с подрядчиками за выполненные работы» (Инструкция по применению Плана счетов).
Сумма НДС, предъявленная подрядчиками, отражается по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» в корреспонденции с кредитом счета 60, субсчет 60-1 (Инструкция по применению Плана счетов).
После завершения работ по модернизации затраты, учтенные на счете 08, субсчет 08-3, списываются в дебет счета 01 «Основные средства» (п. п. 14, 27 ПБУ 6/01, п. 42 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н, Инструкция по применению Плана счетов) на увеличение первоначальной стоимости соответствующего основного средства.
Пункт 6 ПБУ 6/01 не предлагает по выбору организации, а прямо устанавливает необходимость учета частей одного объекта как отдельных инвентарных объектов, если сроки полезного использования таких частей существенно отличаются от срока полезного использования самого объекта.
Согласно Перечню, содержащимся во Введении к ОКОФ, утв. Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359, по усмотрению организации возможна постановка на учет следующих инвентарных объектов в составе здания: самого здания, системы отопления, водопровода, газопровода, канализации со всеми устройствами, сети силовой и осветительной электропроводки, телефонной сети, сигнализационной сети, вентиляции, подъемников, лифтов.
Для целей налогового учета, как и для целей бухгалтерского учета, расходы по модернизации относятся на увеличение первоначальной стоимости основного средства (п. 2 ст. 257 НК РФ).
В гл. 25 НК РФ отсутствует понятие «инвентарный объект», а в п. 1 ст. 257 НК РФ есть понятие «часть имущества», в связи с чем если часть здания и само здание имеют разные сроки полезного использования, то, по нашему мнению, их можно считать разными объектами основных средств.
Получить персональную консультацию по любому налогу в режиме онлайн очень просто — нужно заполнить специальную форму. Ежедневно будут выбираться два-три наиболее интересных вопроса, ответы на которые вы сможете прочесть в консультациях Татьяны Потаповой.