Sfera-perm.ru

Сфера Пермь
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Определение номинального тока уставки теплового реле

Классификация электроустановок в ПВО зонах => 4.4.5. селективность работы узо. 4.4.6. требования пожарной безопасности. 4.5. тепловые реле. Таблица 4.10. Таблица.

4.4.5. Селективность работы УЗО

Для обеспечения требований селективной работы нескольких УЗО в радиальных схемах электроснабжения необходимо учитывать следующие факторы.

В силу очень высокого быстродействия УЗО практически невозможно обеспечить селективность действия УЗО по току при значениях уставок 10, 30, 100 мА. В этом диапазоне уставок селективность работы УЗО может быть обеспечена благодаря применению модификаций УЗО с выдержкой времени (УЗО с индексом S), имеющих задержку срабатывания 10-20 мс.

Селективность срабатывания по току утечки на землю может быть обеспечена при применении на вводе — в качестве головного — УЗО с уставками 300, 500 мА и на отходящих линиях (группах) — УЗО с уставками 10, 30 мА.

4.4.6. Требования пожарной безопасности

Конструкция УЗО должна обеспечивать его пожарную безопасность как в нормальном режиме работы, так и при возникновении неисправностей и нарушении правил эксплуатации.

При оценке пожарной опасности УЗО следует определить его показатели в соответствии с НПБ 243-97. Результат положительной оценки подтверждается сертификатом пожарной безопасности.

Показатели пожарной опасности определяют путем прямых испытаний стандартных образцов УЗО, а также конструкционных и электроизоляционных материалов или образцов из состава деталей, комплектующих УЗО.

Конструкция УЗО должна исключать появление в процессе функциональных испытаний, а также испытаний на пожарную опасность пламени, дыма, размягчения и оплавления конструкционных материалов.

Не допускается применение УЗО для электроустановок, внезапное отключение которых может привести по технологическим причинам к возникновению ситуаций, опасных для пользователей (например, к отключению пожарной, охранной сигнализации и т. п.).

4.5. Тепловые реле

Тепловые реле обычно применяют для защиты электродвигателей от опасного нагрева при длительных перегрузках (рабочий период не менее 30 мин).

Тепловые реле используют обычно и для защиты электродвигателей от работы на двух фазах. В этих случаях применяют два одноэлементных тепловых реле или одно двухэлементное.

Тепловые реле имеют следующие параметры.

Номинальное напряжение реле Uн.p. наибольшее из номинальных напряжений сетей, в которых допускается применять данное реле.

Номинальный ток реле Iн.р. — наибольший длительный ток, который не вызывает срабатывания реле.

Номинальный ток нагревателя Iн.нагр наибольший длительный ток, при котором реле с данным нагревателем не срабатывает (для реле со сменными нагревателями).

Номинальный ток уставки реле (для реле с регулятором) Iн.уст.р. — наибольший длительный ток, который при данной настройке реле не вызывает срабатывания.

Обычно Iн.уст.р. = (0,6 — 1)Iн.нагр

Таблица 4.10

Наибольшая мощность управляемого электродвигателя, кВт, при напряжении, В

Ток уставки тепловых реле, А

Нулевая уставка (номин. ток нагревательного элемента)

Примечаниям: 1. Нулевая уставка — уставка в нулевом положении указателя шкалы теплового реле.

2 Регулировка тока уставки реле плавная и производится регулятором уставки. Шкала регулятора тока уставки имеет по пять делений влево (минус) и вправо (плюс) от нулевой риски шкалы. Каждое деление шкалы соответствует примерно 5 % номинального тока нагревательных элементов (тока нулевой уставки) для пускателей открытого исполнения и 5,5 % — для защищенного исполнения.

3. Для магнитных пускателей серии ПА 4, 5 и 6-й величин (с тепловым реле без термокомпенсации) при температуре окружающей среды ниже +30 °С вносится поправка в пределах шкалы реле.

Таблица 4.11

Номинальный ток реле, А

Номинальный ток теплового реле, А, при +25 °С (положение регулятора уставки на нуле)

Предел регулирования номинального тока уставки

0,5; 0,63; 0,8; 1; 1,25; 1,6; 2; 2,5; 3,2; 4;5; 6,8; 8; 10

От 0,75Iн до 1,3Iн

ТРН-20 или ТРН-25

5; 6,3; 8; 10; 12,5; 16; 20; 25

От 0,74Iн до 1,3Iн

ТРН-32 или ТРН-40

От 0,75Iн до 1,3Iн

От 0,75Iн до1,25Iн

От 0,75Iн до1,25Iн

От 0,75Iн до 1,25Iн

Для реле с регулятором значения Iн.р и Iн.нагр соответствуют нулевому (среднему) положению поводка регулятора (току нулевой уставки).

В настоящее время применяют тепловые реле серий ТРП, ТРН, ТРА, ТРВ, ТРГ, ТРТ.

Читайте так же:
Тепловая пушка сечения провода

При выборе тока тепловых реле (например, для магнитных пускателей серии ПМЕ и ПА) следует руководствоваться данными табл. 4.10 и 4.11.

5. ЭЛЕКТРОСТАТИЧЕСКАЯ ИСКРОБЕЗОПАСНОСТЬ (ЭСИБ) И ЗАЩИТА ОТ СТАТИЧЕСКОГО ЭЛЕКТРИЧЕСТВА
5.1. Основные положения

Опасность статической электризации и ее разнообразных проявлений сопряжена с разрядами статического электричества и их способностью зажигать горючие газы, пары или пыли в среде воздуха.

Наряду со специфичными техническими решениями, предусматривающими предупреждение образования взрывоопасных смесей и возникновение загораний, пожаров и взрывов, разрабатываются и применяются устройства, способы и средства защиты от опасных проявлений статического электричества (см. табл. 5.1). Мероприятия по защите от статического электричества должны осуществляться во взрывопожароопасных зонах помещений и зонах наружных взрывоопасных установок, отнесенных к классам B-I, B-Ia, B-Iб, B-Iг, B-II, В-IIa, П-I, П-II. Защите подлежат: человек (см. табл. 5.2) или биологические объекты; объекты, чувствительные к зажигающему или инициирующему взрыв воздействию разрядов статического электричества; объекты, подлежащие защите от пробоя или появления дефектов от разрядов статического электричества, а также объекты, необходимость защиты которых вызвана технологическими причинами. Разрабатываются способы и устройства, позволяющие обеспечивать нормальный ход производства или технологического процесса, ослаблять силовые проявления электростатических полей, устранять дефекты продукции, воздействие разрядов на светочувствительные материалы, снижать скорость старения и загрязнения декоративных поверхностей и т. п.

Таблица 5.1

Опасные проявления статического электричества

Система и критерии безопасности

Пожаро- и взрывоопасность

Электростатическая искробезопасность (ЭСИБ). Снижение риска зажигания, взрыва, пожара или ущерба до нормируемого значения

Опасное воздействие на человека

Санитарные нормы. Ограничение времени пребывания на рабочем месте. Исключение нежелательных воздействий разрядов на человека

Помехи в радиосвязи

Сертификация радиотехнической продукции на помехозащищённость от разрядов статического электричества

Схема подключения теплового реле – принцип работы, регулировки и маркировка

Электродвигатели и прочее электрооборудование в процессе эксплуатации могут испытывать высокие нагрузки, вызывающие их перегрев. Частые перегревы обмоток силовых установок приводят к разрушению изоляционных материалов и значительному сокращению срока службы, поэтому в конструкции таких устройств предусматривают защитное тепловое реле (ТР). Подключениев схему теплового реле обеспечивает обесточивание электрооборудования при возникновении нештатных ситуаций и предотвращает его выход из строя.

Содержание статьи

  • Основные характеристики тепловых реле
  • Устройство и принцип работы тепловых реле
  • Виды тепловых реле
  • Схема подключения теплового реле
  • Регулировка теплового реле
  • Маркировка тепловых реле

Основные характеристики тепловых реле

Основные характеристики теплового реле, учитываемые при выборе подходящего варианта:

  • Номинальный ток защиты. Выбирается в соответствии с номинальным током нагрузки. Номинальный ток термореле должен быть в полтора раза выше Iном защищаемого двигателя.
  • Интервал регулирования установки тока срабатывания.
  • Напряжение цепи и характер тока – постоянный или переменный. При выходе напряжения за допустимые пределы термореле выйдет из строя.
  • Номенклатура и число вспомогательных контактов управления. Некоторые ТР имеют дополнительные контакты, управляющие функционированием самого теплореле и обслуживаемой нагрузки.
  • Мощность коммутации. Важное свойство ТР, которое характеризует выходную мощность нагрузки.
  • Граница (порог) срабатывания. Это коэффициент, величина которого зависит от величины Iном. Чаще всего этот коэффициент находится в пределах 1,1-1,5.
  • Чувствительность к асимметрии фаз. Этот параметр равен отношению фазы с перекосом к фазе, по которой проходит Iном.
  • Класс отключения. Характеризует усредненный период срабатывания устройства.

Устройство и принцип работы тепловых реле

Для защиты электродвигателей и другого электрооборудования чаще всего применяют ТР с биметаллическими пластинами.

В конструкцию биметаллического теплового реле входят:

  • Биметаллическая пластина. Изготавливается из двух сплавов, обладающих разными коэффициентами термического расширения. Обычно это инвар (низкий Кр) и хромоникелевая сталь (более высокий Кр). Между собой их сваривают или соединяют прокаткой. Один из этих металлов нагревается быстрее, другой – медленнее. При перегрузке по току часть пластиныс высоким Кр прогибается ко второй частипластины, которая имеет меньший Кр. Такое движение влияетчерез толкатель на группу контактов.
  • Регулятор тока установки. С его помощью устанавливают максимальное значение тока, выше которого ТР обесточивает цепь. Ток срабатывания регулируется путем увеличения или уменьшения зазора между основной пластиной и толкателем.
  • Электрические контакты. Их подключают к обмоткам магнитного пускателя теплового реле. Обычно в ТР имеются два контакта – нормально замкнутый и нормально разомкнутый. При силовом воздействии биметаллической пластинки контакты меняют свое положение на противоположное.
Читайте так же:
Концевая муфта провода теплого пола

Нагрев биметаллической пластины происходит по одной из двух схем: непосредственно из-за тока перегруза или косвенно, через отдельный термочувствительный элемент. В одном устройстве могут соединяться оба этих принципа, что значительно повышает его эффективность. При превышении критических величин тока потребителя реле разомкнет цепь и обесточит МП, а следовательно, защищаемое электрооборудование.

На срабатывание релейного элемента может повлиять повышенная температура окружающей среды. Для компенсации этого явления и предотвращения ложных срабатываний в конструкции ТР предусматривают дополнительные биметаллические пластины, которые прогибаются в сторону, противоположную пространственному положению основного элемента.

Виды тепловых реле

Производители предлагают несколько типов ТР, которые отличаются между собой конструктивными особенностями и видом применяемых МП.

  • ТРП. Однополюсный коммутационный аппарат, имеющий комбинированный вариант нагрева. Используется в сетях постоянного тока, в которых напряжение не превышает 400 В, для защиты асинхронных двигателей. Устойчив к ударным и вибрационным нагрузкам.
  • РТЛ. Защищает электромоторы от затянутого пуска, асимметрии токов, перегрузов, при исчезновении фазы.
  • РТТ. Обеспечивает защиту асинхронных трехфазных машин с КЗ ротором от перегрузок, затянутого старта и перекоса фаз.
  • ТРН. Используется в электросетях постоянного тока. Служат для контроля пуска электрических установок и рабочего режима двигателя.
  • РТИ.Функционирует совместно с автоматическими выключателями или предохранителями.
  • РТК. Предназначен для использования в цепях автоматики, контролирует температурный режим в корпусе электрического оборудования.

Перечисленные ТР не защищают электроцепи от короткого замыкания.

Схема подключения теплового реле

Подсоединение ТР к силовым установкам осуществляется в соответствии с инструкцией производителя. В большинстве случаев ТР к защищаемому устройству подключают через нормально замкнутый контакт, который последовательно соединяют с клавишей «стоп». Разомкнутый контакт включает теплозащиту при выходе тока за допустимые значения. Схемы подключения теплового реле в цепь двигателя или другого электрооборудованиямогут быть и другими, в зависимости от присутствия дополнительных устройств.

Стандартная схема подключения теплового реле

Тепловое реле устанавливают и подключают вместе с магнитным пускателем, выполняющим функции включения электрического привода. Возможны варианты, когда тепловое реле устанавливают на DIN-рейку или отдельную панель.

При подключении потребителя в сеть 220 В или 380 В все фазы после магнитного пускателя пропускают через тепловое реле, а затем уже подсоединяют к электродвигателю. При включении пусковой кнопки напряжение электропитания попадает на обмотку МП, который включает электродвигатель. Если ток нагрузки увеличивается до значения, превышающего критическую величину, тепловое реле срабатывает и отключает электродвигатель.

Тепловое реле ТРН имеет всего два входящих подключения. Неподключенный провод фазы в этом случае пускают непосредственно от пускателя к двигателю. Поскольку ток в электродвигателе изменяется пропорционально, допускается контроль только двух из них (любых).

Регулировка теплового реле

Для эффективного выполнения функции отключения электродвигателя или другого обслуживаемого аппарата необходимо правильно отрегулировать настройки ТР таким образом, чтобы вероятность ложных срабатываний была исключена. Настройку рекомендуется осуществлять на специализированном стенде способом фиктивных нагрузок:

  • Через термочувствительный элемент пропускают ток для моделирования реальной тепловой нагрузки.
  • С помощью таймера определяют время срабатывания. При проведении настройки с помощью контрольного винта при токе 1,5 Iн время срабатывания должно быть не более 2,5 минут, 5-6 Iн – не более 10 секунд.

Маркировка тепловых реле

В маркировке указывается большинство важных характеристик ТР. Пример обозначения: РТЛ-Х1Х2Х3-Х4-Х5А-Х6А-Х7Х8, где

  • РТЛ – тип теплового реле;
  • Х1 – ном.ток, 1 – до 25 А, 2 – до 100 А, 3 – до 250 А, 4 – до 510 А;
  • Х2– 3 цифры (условно), обозначающие диапазон токовой уставки;
  • Х3–литера, характеризующая исполнение;
  • Х4– способ возврата: 1 – ручной, 2 – самовозврат;
  • Х5 – Iном, А;
  • Х6 – диапазон уставки по току, А;
  • Х7– климатическое исполнение;
  • Х8– торговая марка.

    Тепловое реле – эффективный элемент защиты электродвигателей и другого электрооборудования, который выгодно отличается от входного автоматического выключателя тем, что не подвержен ложным срабатываниям при кратковременных скачках тока.

    Читайте так же:
    Тепловые расцепители автоматических выключателей срабатывают

    Принцип работы и схема подключения тепловых реле

    Для защиты бытового или промышленного оборудования с электромоторами от перегрева применяются устройства принудительного охлаждения. Если их не хватает, можно дополнительно подключить тепловое реле. Прибор защит сеть от перегрузки, а технику от выхода из строя и дорогостоящего ремонта.

    1. Причины использования защитных устройств
    2. Принцип работы и конструкция теплового реле
    3. Основные характеристики токового реле
    4. Основные типы реле
    5. Подсоединение, регулировка и обозначение ТР
    6. Схема подключения аппарата
    7. Порядок регулировки
    8. Ручная регулировка
    9. Маркировка электротепловых реле
    10. Особенности выбора теплового реле

    Причины использования защитных устройств

    Реле тепловое РТН-7374

    Сетевая перегрузка приводит к возрастанию температуры электролинии, вызывает сложные поломки и аварийные ситуации. Тепловой прибор в данном случае создает условия для выключения электричества.

    После поступления сигнала о неполадке он размыкает цепь, и токовые скачки не воздействуют на двигатель.

    Реле теплового типа подходит для самостоятельного подключения, отличается компактностью, простотой конструкции.

    До начала использования аппарата нужно разобраться с его конструкцией и особенностями работы.

    Принцип работы и конструкция теплового реле

    Вне зависимости от типа ТР имеют следующее устройство:

    • чувствительная биметаллическая пластина – изготавливается из двух металлов с разными коэффициентами расширения;
    • нагревательная спираль;
    • механизм рычагов и пружин;
    • контакты – нормально разомкнутые и постоянно замкнутые – способны менять состояние при срабатывании защиты.

    Действие прибора основывается при прогибе пластины к металлу с меньшим коэффициентом теплового расширения в момент перегрузки. На контактную систему оказывается силовое воздействие – техника останавливается. После остывания пластинка возвращается в исходное положение.

    Поскольку работа реле зависит от температуры помещения или дополнительного нагрева, в конструкции задействуется принцип противовеса. Для его реализации применяется вспомогательная пластина компенсатора температуры с регулировкой. Она может выгибаться в противоположном направлении.

    Ток проверяется специальным трансформатором. После обработки данных и превышении номинала над уставкой на механизм отключения подается импульс. Внешний контактор размыкается, нагрузка блокируется. Установка прибора производится на магнитный пускатель.

    Основные характеристики токового реле

    Главная характеристика прибора – зависимость времени срабатывания от величины протекания тока. Если имеется номинал, предельная длительность генерации – бесконечная. Увеличение показателей приводит к разрыву изоляции.

    Оптимальная нагрузка на мотор должна быть не менее 1,2-1,3 сек в условиях 30%-й перегрузки. Если показатель больше, нагревается обмотка или весь двигатель. Неисправность устраняется только после полной замены оборудования.

    Напряжение реле подбирается в соответствии с параметрами сети – 220 или 380 В. Нормальная защита мотора возможна только при выборе реле, предотвращающего фазный перекос.

    Характеристики номинала по току можно посмотреть на планке корпуса.

    Основные типы реле

    Совместимость релейного устройства с конкретным мотором зависит от его типа. Производители выпускают:

    • ТРП. Аппарат с одним полюсом и комби-системой нагрева, который защищает асинхронные моторы. Подходит для сети с постоянным током не более 440 В, нечувствителен к ударам.
    • РТЛ. Предотвращает неисправность двигателя в условиях выпадения фазы, токовой асимметрии и перегрузки, затяжного пуска, заклинивания. Монтируется на дин-рейке отдельно или совместно с пускателем.
    • РТТ. Основное назначение приборов – предотвращение затяжного старта, перегрузки, перекоса фазы асинхронных моторов с роторами короткозамкнутого типа.
    • ТРН. Двухфазный коммутатор для контроля пуска и функционала двигателя. Подходит под сеть переменного тока, контакты в исходное положение возвращаются вручную.
    • РТИ. Тепловое РТИ-реле отличается минимальным энергопотреблением, совместимы с автовыключателями или предохранители. Установка производится на специальный контактор.
    • Твердотельные. Компактные приборы без активных узлов. Принцип их функционала заключается в проверке тока работы и пуска, определении средних показателей температуры двигателя. Устанавливаются на аварийно опасных участках.
    • РТК. Пусковой аппарат, контролирующий температуру внутри корпуса оборудования. Задействуется в схемах с реле-частью комплектации автоматики.

    Все приборы только предотвращают аварийные ситуации, а не защищают сеть от коротких замыканий.

    Подсоединение, регулировка и обозначение ТР

    Устанавливать реле электротепловое нужно с магнитным пускателем, который соединяет и запускает двигатель. В качестве самостоятельного прибора устройство ставится на дин-рейку или монтажную панель.

    Схема подключения аппарата

    Схемы подключения пускателей с тепловыми видами реле зависят от типа прибора:

    • Последовательное подключение с обмоткой мотора или катушкой пускателя на нормально разомкнутый контакт (НЗ). Элемент работает, если его подключить к клавише остановки. Система применяется при необходимости оснащения двигателя защитой сигнализацией. Реле ставится после пускательных контакторов, но перед мотором, потом подсоединяется контакт НЗ.
    • Разрыв нуля пускателя нормально замкнутым контактом. Схема удобна и практична – ноль можно подключить на контакт ТР, от второго контакта подкидывается перемычка к катушке пускателя. В момент срабатывания реле происходит разрыв нуля и обесточивания пускателя.
    • Реверсивная схема. В цепи управления находится нормально замкнутый и три силовых контакта. Электродвигатель запитывается через последние. При активации защитного режима происходит обесточивание пускателя и остановка мотора.

    Вне зависимости от схемы для остановки оборудования нужно нажать клавишу «Стоп».

    Порядок регулировки

    Настройка прибора производится на специализированных стендах с маломощным нагрузочным трансформатором. Нагревательные узлы подключаются на его вторичные механизмы, а напряжение управляется с помощью автотрансформатора. Токовый предел нагрузки регулируется амперметром, подсоединенным через вторичную цепь.

    Читайте так же:
    Ва47 29 ток теплового расцепителя

    Проверка производится так:

    1. Поворот трансформаторной рукоятки в нулевое положение с подачей напряжения. Затем выбирают ток нагрузки ручкой и проверяют время срабатывания реле с момента погасания лампы секундомером. Норма – 140-150 сек при токе 1,5 А.
    2. Настройка токового номинала. Производится, когда токовый номинал нагревателя не совпадает с номиналом мотора. Предел регулировки – 0,75 — 1,25 от номинала нагревателя.
    3. Настройка токовой уставки.

    Для последнего действия потребуется произвести расчет:

    • определить поправку на номинальный ток без компенсации температуры по формуле ±Е1 = (Iном-Iо)/СIо. Iо — ток нулевой уставки, С — цена деления эксцентрика (С = 0,05 для открытых моделей и С = 0,055 – для закрытых);
    • вычислить поправку с учетом температуры окружающей среды E2=(t — 30)/10, где t — температура;
    • рассчитать суммарную поправку, сложив полученные величины;
    • округлить результат в большую или меньшую сторону, перевести эксцентрик.

    Данный способ регулировки подходит для устройств типа ТРН и ТРП с показателями, аналогичными средним.

    Ручная регулировка

    Отрегулировать тепловое реле можно вручную. Величина тока срабатывания может устанавливаться в диапазоне от 20 до 30 % от номинала. Пользователю понадобится плавно перемещать рычаг для изменения изгиба биметаллической пластины. Ток срабатывания также регулируется после замены термического узла.

    Современные коммутаторы оснащаются тестовой кнопкой для поиска поломки без задействования стенда. Используя клавишу сброса, можно обнулять настройки в автоматическом или ручном режиме. Для отслеживания состояния прибора используется индикатор.

    Маркировка электротепловых реле

    Расшифровка маркировки ТР

    Обозначение прибора имеет вид букв и цифр в зависимости от изготовителя. Чаще всего маркировку производят на основе сокращенного названия, а также:

    • параметров тока уставки – прописывается в скобках цифрами;
    • буквенного обозначения конструкции;
    • климатического исполнения в виде диапазона;
    • токового номинала – используются цифры (1 – до 25 А, 2 – до 100 А, 3 – до 510 А);
    • особенностей устройства – совместимость с цепью постоянного и переменного тока, моно- и бистабильные аппараты, с ускорением или замедлением включения/выключения, с обмоткой или без нее.

    Все обозначения прописываются в паспорте реле.

    Особенности выбора теплового реле

    Выбор ТР должен начинаться с изучения инструкции. Технический документ аппарата содержит следующую информацию:

    • связь тока нагрузки и периода срабатывания;
    • состояние для старта – охлаждение или перегрев;
    • номинальная нагрузка электромотора – оптимальный показатель перегрузки составляет 20-30 %;
    • время постоянной нагрузки – от 5 до 10 мин;
    • период продолжительной нагрузки – от 40 мин до 1 часа;
    • зависимость нагревания пластины от температуры воздуха.

    При отклонении от указанной температуры необходимо отрегулировать реле.

    Релейные приборы теплового типа характеризуются высокой скоростью и большим диапазоном срабатывания. Их легко устанавливать самостоятельно. Для обеспечения своевременного выключения двигателя в случае перегрузки ТР настраивается на специальном стенде.

    Тепловое реле

    2016-07-01 Статьи 3 комментария

    Тепловое реле, или как его еще называют реле перегрузки — это коммутационное устройство, предназначенное для защиты электродвигателей от токовой перегрузки и в случае обрыва фазы. При превышении потребляемого двигателем тока нагрузки тепловое реле разомкнет цепь, отключит магнитный пускатель, тем самым защитив двигатель.

    Тепловое реле не предназначено для защиты от короткого замыкания, поэтому в цепь питания перед магнитным пускателем устанавливают автоматический выключатель.

    Принцип работы теплового реле

    Принцип действия тепловых реле основан на тепловом действии тока, нагревающего биметаллическую пластину, состоящую из двух пластин, которые сварены из металлов с разными коэффициентами теплового расширения. При воздействии высокой температуры биметаллическая пластина изгибается в сторону металла с меньшим коэффициентом расширения. Достигнув определённой температуры, пластина давит на защёлку расцепителя и под действием пружины происходит размыкание подвижных контактов реле и следовательно размыкание всей электрической цепи.

    Читайте так же:
    Пусковой ток теплового насоса

    Если реле находится в режиме автоматического включения, то после остывания биметаллического элемента исполнительный механизм и подвижные контакты реле вернутся в исходное положение. При этом электрическая цепь восстановится и контактор будет готов к работе. Если же реле находится в ручном режиме, то после каждого срабатывания перевод реле в исходное положение должен осуществляться ручным воздействием.

    Выбирая тепловое реле, надо исходить из номинального тока нагрузки плюс небольшой запас. Рекомендуемое превышение тока срабатывания защиты составляет 5% — 20% от номинального тока. Например, если на шильде электродвигателя указан ток 16А, то выбираем тепловое реле с запасом примерно на 18-20А.

    Таблица по выбору тепловых реле РТИ

    Устройство и подключение теплового реле

    На примере РТИ 1312 покажу устройство теплового реле.

    РТИ1312 подключается к контактору непосредственно своими штыревыми контактами.

    В зависимости от величины и типа пускателей первый и второй контакты теплового реле могут регулироваться вправо-влево. Сбоку на наклейке указано, какой тип контакторов подходит для данного реле.

    В зависимости от величины протекающего тока в реле предусмотрена регулировка уставки срабатывания по току с помощью поворотного регулятора, расположенного на передней панели реле. Необходимый ток уставки выставляется вращением регулятора до совмещения нужного значения тока на шкале с риской на корпусе.

    Также на панели управления расположена кнопка «TEST»,имитирующая срабатывание защиты реле и проверки его работоспособности. Выступающая красная кнопка «STOP»предназначена для принудительного размыкания нормально-замкнутого контакта NC. При этом питание на катушке контактора пропадает и нагрузка отключается.

    Электротепловое реле может работать в ручном или автоматическом режиме. Режим работы реле задается поворотным переключателем «RESET». При автоматическом режиме переключатель утоплен и при срабатывании теплового реле оно автоматически включится после остывания биметаллической пластины. Для перевода реле в ручной режим необходимо повернуть переключатель против часовой стрелки.

    После того, как тепловое реле настроено, его можно закрыть прозрачной защитной крышкой и при необходимости опломбировать. Для этого на передней панели и крышке имеются специальные проушины.

    Электрическая схема реле РТИ

    Входное напряжение подходит на контакты 1,3,5, а выходное напряжение на нагрузку поступает с контактов 2, 4, 6. Кнопки «TEST» и «RESET» меняют положение подвижных контактов реле, а кнопкой «STOP» меняется положение только нормально-замкнутого контакта (95 — 96).

    Нормально-замкнутые контакты применяются в схемах управления электродвигателями через магнитный пускатель, а нормально-разомкнутые контакты — в основном в цепях сигнализации, например для вывода световой индикации на панель оператора.

    Схема подключения нереверсивного магнитного пускателя с тепловым реле

    Типичная схема подключения нереверсивного пускателя с тепловым реле выглядит так:

    Подробнее о работе данной схемы вы можете прочитать в статье Магнитный пускатель, здесь же я хочу остановиться только на подключении теплового реле. Как видно из схемы на силовые контакты теплового реле подключаются только две фазы, а третья идет напрямую на двигатель. В современных тепловых реле задействованы все три фазы. Также используется дополнительный нормально-замкнутый контакт реле. При перегрузки двигателя он разомкнется и разорвет цепь питания катушки контактора.

    При срабатывании теплового реле не стоит сразу же пытаться включать его снова, необходимо выждать время пока биметаллические пластины не остынут. Кроме того стоит определить причину срабатывания — проверить всю схему подключения, подтянуть контакты, проверить температуру двигателя, потребление тока по каждой фазе двигателя.

    голоса
    Рейтинг статьи
  • Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector