Норматив потребления электроэнергии без счетчика одн
Как платить за ОДН по новым правилам
Наступивший год принес кое-какие новации в сфере ЖКХ, о которых КаспийИнфо уже сообщал своим читателям. Сегодня мы решили более подробно остановиться на главных из них, в первую очередь – на изменениях в оплате расходов на общедомовые нужды. Проверьте платёжки Плата за общедомовые нужды (ОДН) с 1 января 2017 года перестала быть коммунальной услугой и “переехала” в жилищную. Это значит, что в январских платежках за холодную и горячую воду и электроэнергию уже не должно быть графы “ОДН”. Плату за расход коммунальных ресурсов на содержание общего имущества многоквартирного дома (МКД) теперь должны выставлять управляющие компании (УК) и ТСЖ. Причем выставлять эту плату жильцам УК и ТСЖ могут не выше, чем рассчитанную исходя из нормативов потребления коммунальных услуг на ОДН, установленных областным министерством ЖКХ. Кстати, плата за ОДН не выше, чем по нормативам, действует с 1 июля 2016 года, поэтому проверьте свои квитанции: ни управляющие компании, ни ресурсоснабжающие организации начиная с июля прошлого года не имели права выставлять платежи за ОДН, превышающие нормативные. Отдельной строкой Новый порядок платежей за ОДН, вступивший в силу с 1 января, только начинает апробироваться, поэтому здесь могут возникать различные ситуации. Минстрой РФ 30 декабря 2016 года выпустил по этому поводу большое информационное письмо № 45099-А4/04, предназначенное губернаторам регионов, в котором разъясняется, как и что. В числе прочего там рекомендуется УК и ТСЖ при выставлении жильцам счетов за обслуживание и текущий ремонт жилья плату за ОДН по каждой коммунальной услуге указывать отдельной строкой, чтобы люди понимали, за что они платят, и могли проверить правильность начислений. Акцентируем внимание читателей, что новый порядок платежей за ОДН не применяется для домов с непосредственным управлением и в тех МКД, где способ управления не выбран (или выбран, но не реализован). Собственники и наниматели помещений в таких домах по-прежнему будут платить за ОДН ресурсоснабжающим организациям, но все равно не больше норматива. Как посчитать расход на ОДН Но тут встает вопрос: а как рассчитывается расход на ОДН по нормативу? Для расчета надо знать следующие данные: 1) общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в доме, на которые тратится “коллективное” электричество (Sои); 2) общая площадь всех жилых (квартиры) и нежилых (офисы, магазины) помещений в доме (Sоб); 3) площадь собственной квартиры (Sкв); 4) утвержденный норматив потребления электричества на ОДН (Nодн). По первым двум пунктам сведения можно получить в своей управляющей компании. Площадь своей квартиры, надеемся, вы знаете. А нормативы на ОДН по горячей, холодной воде и электроэнергии (без учета повышающих коэффициентов) мы публикуем ниже. Зная все эти величины, можно вычислить расход электроэнергии на ОДН (Vодн) по формуле, приведенной в Правилах предоставления коммунальных услуг: Vодн = Nодн х Sои х Sкв/ Sоб. Пример расчета приведен на стр. 1. УК надо контролировать Возникает вопрос: а что делать со сверхнормативным расходом коммунальных ресурсов на ОДН, что характерно для домов, в которых установлены общедомовые счетчики? У многих еще свежи в памяти (а у кого-то, наверное, и долги остались), например, те огромные суммы за ОДН, которые начисляли жителям энергетики, и очень сложно было доказать их неправоту. Закон гласит: теперь платить за эти расходы ресурсоснабжающим организациям должны сами УК и ТСЖ. И вот здесь-то и таится засада: какой УК охота платить свои деньги за сверхнормативные расходы, сделанные нерадивыми жильцами? Не исключено, что некоторые УК попытаются “отбить” их за счет обитателей домов, тем или иным образом включая в платежи за обслуживание жилья. Поэтому собственникам и нанимателям жилых помещений надо быть внимательными и проверять правильность начисления платы. А самим управляющим компаниям в целях снижения издержек на сверхнормативные ОДН областное министерство ЖКХ рекомендует внедрять энергосберегающие технологии, ставить общедомовые счетчики, выявлять незаконно проживающих граждан, ликвидировать незаконные подключения и устранять потери в инженерных сетях. Еще раз о “штрафном”коэффициенте Теперь отвлечемся от ОДН и поговорим уже об индивидуальном потреблении коммунальных ресурсов в наших квартирах. С 1 января повышающий коэффициент к нормативам потребления коммунальных услуг для собственников помещений в многоквартирных домах, которые не оснащены приборами учета коммунальных услуг, но имеется техническая возможность их установки, увеличивается с 1,4 до 1,5. То есть с 1 января с жильцов тех квартир, в которых нет счетчиков, ресурсоснабжающие организации имеют право брать плату, в полтора раза превышающую плату за расход по нормативам. Мы спросили организации, поставляющие коммунальные ресурсы жителям города Астрахани, будут ли они с 1 января применять коэффициент 1,5. Практически все (Астрводоканал, Коммунэнерго, Астраханские тепловые сети) осторожно ответили, что, в принципе, они имеют право начислять повышенную плату, поэтому призывают жильцов устанавливать индивидуальные и общедомовые приборы учета. В том, что коэффициент 1,5 с января 2015 года уже применяется для 2,8 тысяч человек, не установивших в своих квартирах счетчики горячей воды, “призналась” только ТЭЦ-Северная, но тоже с оговоркой: “исходя из фактических обстоятельств, население предпочитает оплачивать услуги исключительно по нормативу без учета повышенного коэффициента”. Приведем пример расчета по конкретному дому Общая площадь помещений в МКД, входящих в состав общего имущества (Sои), составляет 123 кв. м; норматив потребления на электроэнергию Nодн = 1,6; общая площадь всех квартир в доме ( Sоб) равна 2686 кв. м; площадь квартиры Sкв составляет 43 кв. м. Тогда расход на ОДН составит: Vодн = 1,6 х 123 х 43/2686 = 3,15 кВт-ч в месяц. Умножив его на тариф по электричеству, узнаем размер платы за ОДН за месяц: Родн = 3,15 х 4,53 = 14 руб. 27 коп. Как видим, это совсем немного. Кстати, указанный расчет приводится на обратной стороне платежки расчетного центра.
Нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению
Приказы по нормативам:
Жилищным кодексом РФ полномочиями по установлению нормативов потребления коммунальных услуг для граждан наделены субъекты Российской Федерации, в Самарской области регулирующим органом является Министерство энергетики и жилищно- коммунального хозяйства.
МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
от 30 июня 2016 г. N 139
ОБ УСТАНОВЛЕНИИ НОРМАТИВОВ ПОТРЕБЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНОЙ УСЛУГИ
ПО ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЮ И НОРМАТИВОВ ПОТРЕБЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫХ
РЕСУРСОВ ПО ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЮ В ЦЕЛЯХ СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО
ИМУЩЕСТВА В МНОГОКВАРТИРНОМ ДОМЕ НА ТЕРРИТОРИИ
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», постановлением Правительства Самарской области от 13.07.2011 N 337 «Об утверждении Положения о министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области», руководствуясь протоколом заседания коллегии министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 30.06.2016 N 4-э, приказываю:
Установить нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях многоквартирных домов и жилых домах, в том числе общежитиях квартирного типа, населением Самарской области согласно Приложению N 1 настоящего Приказа:
с применением метода аналогов:
многоквартирные дома, жилые дома, общежития квартирного типа, не оборудованные в установленном порядке стационарными электроплитами для приготовления пищи, электроотопительными, электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения;
многоквартирные дома, жилые дома, общежития квартирного типа, оборудованные в установленном порядке стационарными электроплитами для приготовления пищи и не оборудованные электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения;
с применением расчетного метода:
многоквартирные дома, жилые дома, общежития квартирного типа, не оборудованные стационарными электроплитами, но оборудованные в установленном порядке электроотопительными и (или) электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения, в отопительный период;
многоквартирные дома, жилые дома, общежития квартирного типа, не оборудованные стационарными электроплитами, но оборудованные в установленном порядке электроотопительными и (или) электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения, вне отопительного периода;
многоквартирные дома, жилые дома, общежития квартирного типа, оборудованные в установленном порядке стационарными электроплитами, электроотопительными и (или) электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения.
Утратил силу с 1 октября 2016 года. — Приказ министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 26.07.2016 N 171.
Установить нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению населением Самарской области в жилых помещениях в многоквартирных домах, включающих общежития квартирного типа, общежития коридорного, гостиничного и секционного типов, с применением расчетного метода согласно Приложению N 2 к настоящему Приказу.
Утратил силу с 1 октября 2016 года. — Приказ министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 26.07.2016 N 171.
Установить нормативы потребления коммунальных ресурсов по электроснабжению в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с применением расчетного метода согласно приложению N 3 к настоящему Приказу.
(в ред. Приказа министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 16.05.2017 N 123)
Утратил силу с 1 октября 2016 года. — Приказ министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 26.07.2016 N 171.
Установить нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению при использовании надворных построек, расположенных на земельном участке на территории Самарской области, с применением расчетного метода согласно приложению N 4 к настоящему Приказу.
Утратил силу с 1 октября 2016 года. — Приказ министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 26.07.2016 N 171.
Признать утратившим силу приказ министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 27.08.2012 N 197 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению населением Самарской области».
Опубликовать настоящий Приказ в средствах массовой информации.
Настоящий Приказ вступает в силу с 01.10.2016.
Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на руководителя департамента регулирования тарифов (Гаршину).
и жилищно-коммунального хозяйства
от 30 июня 2016 г. N 139
ПОТРЕБЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНОЙ УСЛУГИ ПО ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЮ В ЖИЛЫХ
ПОМЕЩЕНИЯХ МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ И ЖИЛЫХ ДОМАХ, В ТОМ ЧИСЛЕ
ОБЩЕЖИТИЯХ КВАРТИРНОГО ТИПА НАСЕЛЕНИЕМ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
N п/п
Категория жилых помещений
Единица измерения
Количество комнат в жилом помещении
Норматив потребления
количество человек, проживающих в помещении
1
Многоквартирные дома, жилые дома, общежития квартирного типа, не оборудованные в установленном порядке стационарными электроплитами для приготовления пищи, электроотопительными, электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения
кВт·ч в месяц на человека
1
103
64
49
40
35
4 и более
162
100
78
63
55
2
Многоквартирные дома, жилые дома, общежития квартирного типа, оборудованные в установленном порядке стационарными электроплитами для приготовления пищи и не оборудованные электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения
кВт·ч в месяц на человека
1
124
77
60
48
42
4 и более
170
106
82
66
58
3
Многоквартирные дома, жилые дома, общежития квартирного типа, не оборудованные стационарными электроплитами, но оборудованные в установленном порядке электроотопительными и (или) электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения, в отопительный период
кВт·ч в месяц на человека
1
250
155
120
97
85
4 и более
395
245
190
154
134
4
Многоквартирные дома, жилые дома, общежития квартирного типа, не оборудованные стационарными электроплитами, но оборудованные в установленном порядке электроотопительными и (или) электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения, вне отопительного периода
кВт·ч в месяц на человека
1
220
136
106
86
75
4 и более
348
216
167
136
118
5
Многоквартирные дома, жилые дома, общежития квартирного типа, оборудованные в установленном порядке стационарными электроплитами, электроотопительными и (или) электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения
кВт·ч в месяц на человека
1
287
178
138
112
97
4 и более
393
243
189
153
134
Приложение N 1.1
и жилищно-коммунального хозяйства
от 30 июня 2016 г. N 139
Утратило силу с 1 октября 2016 года. — Приказ министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 26.07.2016 N 171.
и жилищно-коммунального хозяйства
от 30 июня 2016 г. N 139
ПОТРЕБЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНОЙ УСЛУГИ ПО ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЮ В ЖИЛЫХ
ПОМЕЩЕНИЯХ В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ, ВКЛЮЧАЮЩИХ ОБЩЕЖИТИЯ
КВАРТИРНОГО ТИПА, ОБЩЕЖИТИЯ КОРИДОРНОГО, ГОСТИНИЧНОГО
И СЕКЦИОННОГО ТИПОВ
N п/п
Категория жилых помещений
Единицы измерения
Количество человек, проживающих в помещениях
Норматив потребления
1
Общежития, не оборудованные в установленном порядке стационарными электроплитами для приготовления пищи и электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения
кВт·ч в месяц на человека
1
67
2
Общежития, оборудованные в установленном порядке стационарными электроплитами для приготовления пищи и не оборудованные электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения
кВт·ч в месяц на человека
1
117
3
Общежития, не оборудованные стационарными электрическими плитами, но оборудованные в установленном порядке электроотопительными и (или) электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения, в отопительный период
кВт·ч в месяц на человека
1
232
4
Общежития, не оборудованные стационарными электрическими плитами, но оборудованные в установленном порядке электроотопительными и (или) электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения, вне отопительного периода
кВт·ч в месяц на человека
1
202
Приложение N 2.1
и жилищно-коммунального хозяйства
от 30 июня 2016 г. N 139
Утратило силу с 1 октября 2016 года. — Приказ министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 26.07.2016 N 171.
и жилищно-коммунального хозяйства
от 30 июня 2016 г. N 139
ПОТРЕБЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПО ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЮ
В ЦЕЛЯХ СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА В МНОГОКВАРТИРНОМ ДОМЕ
Список изменяющих документов
(в ред. Приказа министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства
Самарской области от 16.05.2017 N 123)
N п/п
Категория многоквартирных домов
Единица измерения
Норматив потребления
1
Многоквартирные дома, не оборудованные лифтами и электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения
кВт·ч в месяц на кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме
1,88
2
Многоквартирные дома, не оборудованные лифтами и оборудованные электроотопительными и (или) электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения
кВт·ч в месяц на кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме
2,81
3
Многоквартирные дома, оборудованные лифтами (один лифт в подъезде) и не оборудованные электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения
кВт·ч в месяц на кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме
3,29
4
Многоквартирные дома, не оборудованные лифтами и оборудованные электроотопительными и (или) электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения, в отопительный период
кВт·ч в месяц на кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме
—
5
Многоквартирные дома, не оборудованные лифтами и оборудованные электроотопительными и (или) электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения, вне отопительного периода
кВт·ч в месяц на кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме
—
6
Многоквартирные дома, оборудованные двумя лифтами и более в одном подъезде и не оборудованные электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения
кВт·ч в месяц на кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме
7,42
7
Многоквартирные дома, оборудованные лифтами (один лифт в подъезде) и оборудованные электроотопительными и (или) электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения
кВт·ч в месяц на кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме
4,30
8
Многоквартирные дома, оборудованные двумя лифтами и более в одном подъезде и оборудованные электроотопительными и (или) электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения
кВт·ч в месяц на кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме
7,98
9
Многоквартирные дома, не оборудованные лифтами, оборудованные в установленном порядке электроотопительными установками для целей отопления мест общего пользования (конвекторами), энергозависимыми газовыми котлами для целей горячего водоснабжения и отопления в жилых и нежилых помещениях
кВт·ч в месяц на кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме
3,30
10
Общежития, не оборудованные лифтами и электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения
кВт·ч в месяц на кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме
2,52
11
Общежития, оборудованные лифтами и не оборудованные электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения
кВт·ч в месяц на кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме
3,24
12
Общежития, оборудованные лифтами и оборудованные электроотопительными и (или) электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения
кВт·ч в месяц на кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме
5,00
Приложение N 3.1
и жилищно-коммунального хозяйства
от 30 июня 2016 г. N 139
Утратило силу с 1 октября 2016 года. — Приказ министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 26.07.2016 N 171.
и жилищно-коммунального хозяйства
от 30 июня 2016 г. N 139
ПОТРЕБЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНОЙ УСЛУГИ ПО ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЮ
ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ НАДВОРНЫХ ПОСТРОЕК, РАСПОЛОЖЕННЫХ
НА ЗЕМЕЛЬНОМ УЧАСТКЕ НА ТЕРРИТОРИИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
N п/п
Направление использования коммунального ресурса
Единица измерения
Норматив потребления
Коровы, лошади
Свиньи
Овцы, козы
Птица, кролики, норки
1
Освещение в целях содержания сельскохозяйственных животных
кВт·ч в месяц на кв. м
0,83
0,83
0,17
0,33
2
Приготовление пищи и подогрев воды для сельскохозяйственных животных
кВт·ч в месяц на голову животного
5,58
5,75
—
—
Приложение N 4.1
и жилищно-коммунального хозяйства
от 30 июня 2016 г. N 139
Утратило силу с 1 октября 2016 года. — Приказ министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 26.07.2016 N 171.
В ноябре жители Твери и области получат новые квитанции: в регионе изменили норматив начисления платы за электроэнергию на ОДН
С 1 октября текущего года вступил в силу приказ РЭК Тверской области, утверждающий новый норматив для начисления платы за электроэнергию, используемую на общедомовые нужды (ОДН). Это значит, что уже в ноябре жители Твери и области получат квитанции с учётом изменённого норматива: у кого-то сумма может быть меньше, у кого-то больше, у кого-то неизменной. Инициаторы усовершенствования норматива говорят о нескольких целях: отказаться от уравниловки и восстановить справедливость в платежах за счёт дифференцированного подхода к каждому дому; снять финансовую нагрузку с УК за сверхнормативное потребление и замотивировать собственников устанавливать счётчики и заниматься энергосбережением. Давайте разбираться, какие теперь позиции есть в нормативе, зачем и кому это нужно.
Помогли в этом корреспонденту ТИА член Общественной Палаты Тверской области Ольга Кириченко и эксперт палаты Станислав Игнатьев, которые и стали инициаторами для появления дифференцированных нормативов.
Что такое норматив?
Норматив для начисления платы за электроэнергию на ОДН – это не тариф, это своего рода методика, позволяющая сделать расчёт за потреблённый ресурс. Речь идёт об общедомовом имуществе – лестничных площадках, чердаках, подвалах, лифтах, любом электрооборудовании, используемом для всего дома в целом (фонари, домофоны, насосы и т.п.). Понятно, что каждый дом имеет индивидуальную величину потребления электроэнергии (используется разное оборудование), эта цифра зависит от многих характеристик и может изменяться от месяца к месяцу.
Как мы оплачиваем ОДН?
Общедомовое потребление электроэнергии по каждому дому рассчитывает ресурсоснабжающая компания – ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт». Но выставлять счета за ОДН гарантирующий поставщик с января 2016 года не может, согласно решению суда. Все данные компания передаёт УК, ТСЖ,ЖСК, ЕРКЦ и все тем, кто начисляет плату за ЖКУ, печатает и рассылает квитанции жителям. Далее общая сумма раскидывается по всем квартирам в доме в зависимости от метража (площади жилья).
Если дом не оборудован общедомовым прибором учёта (а это прямое нарушение законодательства), то жители платят по нормативу, вне зависимости от того, сколько дом потребил электроэнергии. Таких зданий в Твери насчитывается около 300 (10%), в районах, однозначно, больше.
Если в доме есть общедомовой прибор учёта, то в конце месяца за вычетом показаний индивидуальных счётчиков мы получаем фактическое, то есть реальное потребление электричества на ОДН. Оно может быть меньше норматива, но всё-таки в большинстве случаев – больше, причём иногда в разы. Вот два ярких примера:
— Возьмём типичную пятиэтажную «хрущёвку», где на этаже горит по одной лампочке и то ночами. А норматив учитывает подвальное и чердачное помещения, а потому он будет больше фактического потребления. И если в доме нет общего счётчика, жители переплачивают за ОДН.
— Возьмём современный многоквартирный дом улучшенной планировки, где на каждом этаже по несколько светильников, стоят насосы, домофоны, работают лифты, камеры видеонаблюдения и т.п. В этом случае, безусловно, фактическое потребление будет намного больше норматива. НО…здесь есть казус: при наличии прибора учёта жители не оплачивают сверхнормативное потребление. Вопрос: а кто платит?
Кто оплачивает сверхнорматив?
Вариантов два. Первый: сверхнормативное потребление (разница между начислениями Атомэнергосбыта по фактическим показаниям счётчика и платежами жителей по нормативу) вынуждены оплачивать управляющие компании. Если денег на это нет, УК начинает наращивать долги перед «Сбытом». Значит, страдает и поставщик.
Второй достаточно редкий, но имеющий место быть. Собственники квартир дома на общем собрании принимают решение в любом случае оплачивать электроэнергию на ОДН по показаниям счётчика, а не по нормативу, чтобы не подставлять свою управляющую компанию. Да, решение не популярное, но таких домов в Твери наберётся уже пару десятков.
— Это не просто добрая воля жителей. Это ответственность и понимание ситуации. Это ведь не управляющая компания потребила, а сам дом – Ивановы, Петровы, Сидоровы. Решение оплачивать фактическое потребление электроэнергии, а не по нормативу – это сознательность жильцов. В противном случае они просто топят свою управляющую компанию, она просто будет хуже обслуживать дом или будет накапливать долги, — считает член Общественной Палаты Тверской области, руководитель рабочей группы по развитию городской среды, ТОС, ЖКК, сферы услуг и потребительского рынка Ольга Кириченко.
Старый и новый нормативы: в чём отличия?
Предыдущий норматив был весьма убог, потому что имел всего лишь четыре позиции: так, дифференциация по категориям домов учитывала лишь дома с лифтами или без, а также в документе были прописаны нормативы потребления электроэнергии за осветительные приборы и «дверные запирающие устройства, антенные усилители и насосное оборудование». На деле получалась уравниловка.
— В качестве примера я возьму мой дом. У нас крайние подъезды с окнами, то есть лампочки горят на этажах только ночью. А средний подъезд без окон, там светильники работают круглосуточно. Значит, жители должны платить больше. А по факту они платят меньше, потому что в крайних подъездах большие по площади квартиры, а в середине дома — маленькие. И это только один пример по одному показателю. А их десятки. Даже внутри одного дома есть перекос и уравниловка, при которой кто-то выигрывает, а кто-то проигрывает, — говорит эксперт ОП Тверской области.
Новый норматив учитывает гораздо больше «источников» потребления электроэнергии на ОДН, что позволит подойти к этому вопросу более дифференцированно или детализировано.
Члены Общественной Палаты Тверской области вместе с экспертами работали с регуляторами регионов ЦФО, запросили их данные по расчетам нормативов. Многие ответили, поделились опытом. Полученные материалы были предоставлены в РЭК и прокуратуру Тверской области.
Сейчас в нормативе есть градация по категориям домов: без лифтов, домов с двумя лифтами, домов с лифтами разной грузоподъёмностью и мощностью двигателя. И для каждой из категорий приняты нормативы потребления по нескольким показателям: освещение (лампы накаливания или светодиодные), домофоны, антенные усилители, насосы систем холодного и горячего водоснабжения, системы противопожарного оборудования и телефонные/интернет кабели.
Однако активисты считают, что и этого недостаточно – многое в нормативе всё ещё не учтено: камеры видеонаблюдения, шлагбаумы, канализационные насосы, приборы учёта, уличные фонари на домах, электробатареи в подъездах, инженерное оборудование и др. Но лиха беда начало. Работа с РЭК и УК в этом направлении уже продолжена. Это мнение прозвучало на совещании с Управляющими компаниями региона, которое организовала Общественная палата области.
А есть ли возможность снизить платежи за ОДН?
Безусловно, и новый норматив как раз-таки подталкивает собственников жилья к этим решениям: например, заменить лампы накаливания в подъездах на светодиодные, установить энергосберегающие комплексы, реагирующие на звук, или умные системы учёта.
Но самое главное – нужно устанавливать общедомовые приборы учёта, поскольку «АтомЭнергоСбыт» имеет право не просто начислять плату за ОДН по нормативу, а использовать для таких домов повышающий коэффициент 1.5 (сумма по нормативу x на 1.5). Кроме того, большинство домов без счётчиков в районах – это старые строения, малоэтажные, коридорного или барачного типа, и их реальное потребление электроэнергии, очевидно, меньше норматива. Но платят жильцы по полной.
— Как ни крути, самый правильный способ начисления за потреблённую электроэнергию на ОДН – это по счётчику. И тогда не важно даже, какие там действуют нормативы, повышающие коэффициенты. Самый простой, верный и надёжный способ – это исправные общедомовой прибор учёта и квартирные счетчики. И жители в этом случае уже будут думать об экономии и порядке, будут заниматься энергосбережением, — прокомментировал Станислав Игнатьев, эксперт ОП Тверской области.
Деньги любят счетчик
Мониторинг пока провели не во всех регионах. Около десятка по «техническим причинам» временно остались за бортом. Но в целом картина ясна. Карт составили три: по нормативам потребления горячей и холодной воды, а также электроэнергии на обслуживание общедомового имущества в многоквартирных домах.
С 1 января требования к плате за ОДН ужесточились. Теперь ее взимают только по нормативам, которые утверждают региональные власти. Показания общедомовых приборов учета на размер платы не влияют. Впрочем, им еще могут вернуть прежний статус.
— В Госдуме идет подготовка законопроекта об изменениях в Жилищный кодекс РФ, — сообщил координатор проекта, зампредседателя комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Павел Качкаев. — Они предполагают, что в тех домах, где установлены общедомовые приборы учета, плату за ОДН можно будет считать по ним. Но при этом она должна быть не выше установленного в регионе норматива.
Словом, нормативы уже не исчезнут, поэтому к ним и приковано внимание. К тому же рост платы за ОДН был зафиксирован во всех регионах ЦФО. Везде называют свои причины, но должна же быть и общая. Активисты считают, что повышения следовало ожидать. Плата по нормативам заведомо выше платы по показаниям приборов.
Павел Качкаев напомнил о том, что правительство РФ издало постановление № 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества МКД». Оно предписывает регионам до 1 июня 2017 года «проанализировать все нормативы по стоимости ОДН и привести их в соответствие с потребностями домов». Активисты занялись анализом параллельно с чиновниками.
— Результаты мониторинга позволили разделить регионы на три зоны, — пояснил Павел Качкаев. — В красную попали территории, на которых действуют самые высокие нормативы, в желтую — средние, в зеленую — самые низкие.
Для создания карт использовали стандартную расчетную величину. Авторы сравнили расходы коммунальных ресурсов для типовой девятиэтажки с четырьмя подъездами и ста квартирами средней площадью 50 квадратных метров каждая. Так, по ОДН на холодную воду у девяти субъектов РФ нормативы оказались завышенными, у 19 — минимальными, у остальных — средними.
В красную зону попали регионы, в которых в стандартном доме на ОДН расходуется свыше 58333 ведер холодной воды в месяц, или от 0,04 до 0,14 кубометра воды на квадратный метр общей площади. В ЦФО в эту зону угодила Рязанская область. В зеленую, с самым низким нормативом (менее 0,02 кубометра), попали Ярославская, Смоленская, Владимирская и Белгородская области.
— По горячей воде нормативы по ОДН оказались высокими в семи регионах, — продолжает Павел Качкаев. — Там на одну помывку тратится 180 литров воды на 1 квадратный метр общедомовой площади, или примерно 4000 и более ванн каждый месяц.
Здесь в красную зону включены регионы с нормативом потребления горячей воды в объеме от 0,04 до 0,18 кубометра. В нее попали Рязанская и Смоленская области. В зеленой зоне, с нормативом потребления менее 0,02 кубометра, оказались Ярославская, Белгородская и Владимирская области.
Некоторые регионы, например Орловская область, пока не прошли общественный контроль. Но это не означает, что там нет проблем. Напротив, регион отметился первой в стране попыткой оспорить утвержденные властями нормативы через суд. Исковое заявление подали члены «Объединения потребителей России». Ответчиком выступит правительство региона. Предметом спора стали «несправедливые нормативы на «общий свет». В январе плата за него выросла в 5-6 раз. Областные власти пытались исправить ситуацию. В феврале они утвердили новые нормы. Вопреки ожиданиям платежи не уменьшились. Управляющие компании сыграли не последнюю роль, начав «дробить» счета и «плодить» пункты приема.
— С платежами возникла полная неразбериха, — считает региональный омбудсмен Александр Лабейкин. — Сначала управляющие компании ввели объединенную квитанцию по оплате электроэнергии и газа. Затем появились квитанции от «единого окна» с отдельными строками «электроснабжение» и «электроснабжение ОДН». Люди не поняли, за что, когда и кому платить.
Общественники требуют признать постановление регионального правительства незаконным и недействительным, поскольку чиновники якобы приняли за основу для расчетов устаревшие приказы… Минжилкомхоза РСФСР, изданные в конце 1980-х годов.
В то время понятия ОДН еще не было. Нет такого термина в советских приказах. А ссылка на них в постановлении имеется. Кроме того, один из этих документов, приказ Минжилкомхоза № 120 от 12 мая 1988 года, относится только к освещению улиц. Однако из него были позаимствованы данные для расчета внутридомовых нормативов.
— Новый порядок вынуждает жильцов оплачивать не предоставленную им услугу, поэтому плата за ОДН увеличилась многократно, — пояснил сопредседатель реготделения «Объединения потребителей России» Рафаил Исламгазин. — В плюсе оказались только управляющие компании, выручка которых существенно возросла.
Активисты называют это неосновательным обогащением. Если они выиграют, то горожане смогут требовать перерасчета. Чиновники иск не признали. Как следует из официального ответа правительства области, «нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества рассчитаны в строгом соответствии с постановлением правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306». Так это или нет, выяснит суд.
В прокуратуре Орловской области говорят, что оспариваемое постановление сократило нормативы и плата за ОДН должна была снизиться. А не уменьшилась она потому, что УК продолжают использовать старые нормы. В нескольких райцентрах прокуроры добились перерасчета для жителей. Но глобально проблема не решена.
— Многочисленные жалобы жителей на резкий рост платы за ОДН были вызваны ненадлежащей работой департамента ЖКХ с управляющими организациями, — пояснила позицию надзорного ведомства старший помощник облпрокурора Елена Семина. — В частности, не был выработан единый подход к периоду введения оплаты потребления энергоресурсов на общедомовые нужды.
Споры длятся уже четыре месяца, но до сих пор непонятно, виноваты ли только нормативы в резком росте платы. Или ответственность также лежит на управляющих компаниях? А может, действительно, что-то напутали чиновники. Не случайно ведь нормативы везде разные. Мониторинг будет продолжен, и к 1 июня на картах появится еще с десяток субъектов РФ.
— На данный момент установлено, что норматив ОДН на электроэнергию завышен в 24 регионах, — сообщил Павел Качкаев. — В зеленой зоне оказалось 30 регионов, в желтой — 25. Теперь необходимо понять, почему на каждой территории были установлены такие показатели.
В регионах-«лидерах», судя по нормативам, в упомянутой девятиэтажке круглосуточно и безостановочно должны одновременно гореть 453 лампы накаливания мощностью 60 Вт. Трудно даже представить такое, но жильцы платят именно за это. Кстати, в красную зону ОДН по электроэнергии вошли Тульская, Ярославская, Костромская и Ивановская области, благополучные по нормативам на воду. Это лишь подтверждает мысль о том, что без перекосов на местах не обошлось.
Жители дома № 2 на улице Кораблестроителей в Рыбинске Ярославской области рассказали корреспонденту «Российской газеты», что до Нового года платили за электричество в подъездах «рублей по десять». Но вот уже несколько месяцев владельцы, например, трехкомнатных квартир видят в своих платежках цифру 113 рублей 62 копейки — общедомовые электрические нужды теперь рассчитываются исходя из площади квартиры, помноженной на 1,9 рубля.
— Страна взяла курс на экономию ресурсов, мы, как законопослушные граждане, оборудовали подъезды экономными светодиодными светильниками, которые реагируют на присутствие человека, то есть они не горят, когда на лестничной клетке никого нет. Кроме того, у нас есть общедомовой электросчетчик. Но вместо экономии мы получили десятикратное увеличение расходов! — выразила общее возмущение жительница дома Татьяна Кукушкина. — Некоторые жильцы за электричество по ОДН платят столько же, сколько за свет в квартирах. Как это возможно? Почему ОДН рассчитываются исходя из метража квартиры, когда есть счетчик? Это не просто несправедливо — это какая-то насмешка над людьми.
Прочие ОДН — по холодной и горячей воде — рассчитываются тоже за квадратный метр квартиры, хотя жильцы признаются, что понятия не имеют, откуда вытекает эта «общая» вода и на что расходуется.
— У нас в подъездах нет выводов ни холодной, ни горячей воды. А когда приходит уборщица мыть подъезды, за водой она идет в квартиры, то есть получается, что общедомовые нужды по воде мы оплачиваем два раза: второй раз — как воду на личные нужды. Кому и за что мы платим деньги? — недоумевают люди.
Впрочем, как объяснили в региональном департаменте ЖКХ, энергетики и регулирования тарифов, вода для уборщицы входит в перечень «водяных» ОДН и к ней у техничек, конечно, должен быть доступ в нежилом помещении дома, но львиную долю общедомовых нужд по воде составляет все же не мытье лестниц, а процессы, связанные с обслуживанием домовых коммуникаций: сброс воды в стояках при ремонте батарей и системы отопления, опрессовка и промывка систем перед новым отопительным сезоном и так далее.
Согласно действующему законодательству, а именно — части 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса РФ — размер расходов на все виды ОДН определяется исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов и тарифов, установленных субъектом РФ. То есть расчет идет в зависимости от метража квартиры. Надежда решить эту скандальную проблему появилась в феврале нынешнего года, когда министерство строительства и ЖКХ России своим письмом за номером 4257-АЧ04 рекомендовало в случае, если дом оборудован общедомовыми приборами учета, рассчитывать ОДН исходя из фактического объема потребления.
Вроде бы и порадоваться можно обладателям общедомовых счетчиков, но… пока не пришлось. Специалисты объясняют, что письмо минстроя юридической силы, увы, не имеет, в минюсте не зарегистрировано и носит лишь рекомендательный характер. То есть хочет УК рассчитывать ОДН по счетчикам — рассчитывает, не хочет — никто ее принудить не может. Между тем рассчитать ОДН по нормативу гораздо проще, чем по показаниям приборов учета, поэтому все пока остается по-старому, несмотря на «настоятельные рекомендации» учитывать показания счетчиков и со стороны ярославского регионального департамента ЖКХ. Где признают: законодательство в части оплаты ОДН пока неоднозначное, в чем и загвоздка. В него нужно вносить изменения.