Монтаж счетчиков учета электрической энергии
Установка счетчиков электроэнергии
Сегодня одной из наиболее актуальных проблем садовых товариществ является воровство электрической энергии. Эффективное средство борьбы с ней – установка счетчиков электроэнергии в рамках организации автоматизированной системы контроля коммерческого учета электроэнергии (АСКУЭ). Данный метод позволяет:
исключить воровство электричества – приборы учета выносятся на опору. К тому же, они оснащены специальными датчиками, которые фиксируют все попытки несанкционированного доступа;
воздействовать на неплательщиков – в современных приборах учета предусмотрено силовое реле. Благодаря ему становится возможным отключать или подключать абонента дистанционно.
Типы применяемых электросчетчиков:
Электромеханический – прибор, принцип действия которого сводится к взаимодействию токов, протекающих в стационарных катушках и в подвижнойчасти. При этом его число оборотов определяется обратной пропорциональностью относительно измеряемой энергии;
Многотарифный – устройство, оснащенное счетными механизмами, основная задача которых –функционирование в интервал времени, соответствующий определенному тарифу;
Эталонный – аппарат, отличительной особенностью которого является точность и стабильность работы в контролируемых условиях.
Классификация по количеству фаз
Число фаз – один из основных характеристик счетчиков переменного тока. В зависимости от него различают:
однофазные приборы – устанавливаются только в двухпроводной электросети с переменным током, напряжение которого не превышает 220 В;
трехфазные устройства – устанавливаются в трех- и четырехпроводной электросети с переменным током, напряжение которого достигает 380 В.
Однотарифные и многотарифные приборы
Достоинством электросчетчиков является возможность учитывать расход электроэнергии дифференцированным способом. Правда, этим экономическим преимуществом не наделены однотарифные приборы. Такие устройства просто фиксируют расход электричества, не давая потребителю права сократить оплату в период минимального использования электроэнергии.
При этом многотарифный счетчик считывает потребление электрической энергии согласно нескольким тарифам (например, дневному и ночному).
Правила установки счетчиков
Особенности установки счетчиков электроэнергии определяются Правилами устройства электроустановок (ПУЭ). При этом монтаж приборов учета выполняется в два этапа:
собирается бокс, предназначенный для электросчетчика и автоматических выключателей. Данные боксы отличаются друг от друга: размерами, в зависимости от которых в них можно расположить минимум 1 прибор учета потребления электричества, а максимум – 4; степенью защиты; различным наполнением; материалами изготовления;
собранные боксы монтируются на опорах либо трубостойках, после чего осуществляется перекоммутация вводов к абонентам.
По завершению монтажных работ система АСКУЭ нуждается в наладке. В рамках данного процесса формируется база данных согласно НСИ (нормативно справочной информации) в соответствии с проектом, проводится комплексная наладка и приемо-сдаточные испытания, которые также согласовываются с заказчиком.
Планирование места для установки счетчиков электроэнергии
В СНТ во избежание несанкционированного доступа к электросчетчику, приборы учета расхода электроэнергии, как правило, устанавливаются на границе балансовой принадлежности, то есть на опоре.
В случаях с однофазным подключением предпочтение отдается интеллектуальному электронному устройству, основное назначение которого сводится к учету активной и реактивной энергии в цепях однофазного переменного тока. Речь идет о счетчике модели NP523 производства компании «Матрица». К его преимуществам относится:
удобство монтажа в разрыв провода;
возможность установки электросчетчика без специального шкафа;
расположение прибора в недоступном для абонента месте;
стойкость к воздействию атмосферных явлений.
Если речь идет об абонентах, имеющих трехфазное подключение, то лучше выбрать интеллектуальный трехфазный электросчетчик. Он монтируется на опоре в специализированном щитке, который обеспечивает надежную защиту прибора от неблагоприятных погодных условий.
Требования к приборам учета и их установке
Приборы учета — совокупность устройств, обеспечивающих измерение и учет электроэнергии (измерительные трансформаторы тока и напряжения, счетчики электрической энергии, телеметрические датчики, информационно — измерительные системы и их линии связи) и соединенных между собой по установленной схеме.
Счетчик электрической энергии — электроизмерительный прибор, предназначенный для учета потребленной электроэнергии, переменного или постоянного тока. Единицей измерения является кВт*ч или А*ч.
Расчетный счетчик электрической энергии — счетчик электрической энергии, предназначенный для коммерческих расчетов между субъектами рынка.
Для учета электрической энергии используются приборы учета, типы которых утверждены федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию и метрологии и внесены в государственный реестр средств измерений. Классы точности приборов учета определяются в соответствии с техническими регламентами и иными обязательными требованиями, установленными для классификации средств измерений.
Счетчики для расчета электроснабжающей организации с потребителями электроэнергии рекомендуется устанавливать на границе раздела сети (по балансовой принадлежности) сетевой организации и потребителя. В случае если расчетный прибор учета расположен не на границе балансовой принадлежности электрических сетей, объем принятой в электрические сети (отпущенной из электрических сетей) электрической энергии корректируется с учетом величины нормативных потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности электрических сетей до места установки прибора учета, если соглашением сторон не установлен иной порядок корректировки.
Счетчики должны размещаться в легко доступных для обслуживания сухих помещениях, в достаточно свободном и не стесненном для работы месте с температурой в зимнее время не ниже 0 °С.
Не разрешается устанавливать счетчики в помещениях, где по производственным условиям температура может часто превышать +40 °С, а также в помещениях с агрессивными средами.
Допускается размещение счетчиков в неотапливаемых помещениях и коридорах распределительных устройств электростанций и подстанций, а также в шкафах наружной установки. При этом должно быть предусмотрено стационарное их утепление на зимнее время посредством утепляющих шкафов, колпаков с подогревом воздуха внутри них электрической лампой или нагревательным элементом для обеспечения внутри колпака положительной температуры, но не выше +20 °С.
Счетчики должны устанавливаться в шкафах, камерах комплектных распределительных устройств (КРУ, КРУН), на панелях, щитах, в нишах, на стенах, имеющих жесткую конструкцию.
Допускается крепление счетчиков на деревянных, пластмассовых или металлических щитках. Высота от пола до коробки зажимов счетчиков должна быть в пределах 0,8 — 1,7 м. Допускается высота менее 0,8 м, но не менее 0,4 м.
В местах, где имеется опасность механических повреждений счетчиков или их загрязнения, или в местах, доступных для посторонних лиц (проходы, лестничные клетки и т.п.), для счетчиков должен предусматриваться запирающийся шкаф с окошком на уровне циферблата. Аналогичные шкафы должны устанавливаться также для совместного размещения счетчиков и трансформаторов тока при выполнении учета на стороне низшего напряжения (на вводе у потребителей).
Конструкции и размеры шкафов, ниш, щитков и т.п. должны обеспечивать удобный доступ к зажимам счетчиков и трансформаторов тока. Кроме того, должна быть обеспечена возможность удобной замены счетчика и установки его с уклоном не более 1°. Конструкция его крепления должна обеспечивать возможность установки и съема счетчика с лицевой стороны.
Для безопасной установки и замены счетчиков в сетях напряжением до 380 В должна предусматриваться возможность отключения счетчика установленными до него на расстоянии не более 10 м коммутационным аппаратом или предохранителями. Снятие напряжения должно предусматриваться со всех фаз, присоединяемых к счетчику.
Трансформаторы тока, используемые для присоединения счетчиков на напряжении до 380 В, должны устанавливаться после коммутационных аппаратов по направлению потока мощности.
Требования к расчетным счетчикам электрической энергии
Каждый установленный расчетный счетчик должен иметь на винтах, крепящих кожух счетчика, пломбы с клеймом госповерителя, а на зажимной крышке — пломбу сетевой организации.
На вновь устанавливаемых трехфазных счетчиках должны быть пломбы государственной поверки с давностью не более 12 месяцев, а на однофазных счетчиках — с давностью не более 2 лет.
Основным техническим параметром электросчетчика является «класс точности», который указывает на уровень погрешности измерений прибора. В соответствии с разделом «Правила организации учета электрической энергии на розничных рынках» «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, требования к контрольным и расчетным приборам учета электроэнергии, в зависимости от групп потребителей, должны быть следующими:
Классы точности, не ниже, для:
Объекты сетевых предприятий
Объекты потребителей электрической энергии
Департамент ЖКХ
Официальный сайт департамента жилищно-коммунального хозяйства
Белгородской области
Официальный сайт департамента жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области
Порядок установки (замены) приборов учета электрической энергии при исполнении Федерального закона от 27.12.2018 №522-ФЗ
Согласно законодательству, с 1 июля 2020 года, обязанность по установке и обслуживанию приборов учета электроэнергии, расположенных в многоквартирных домах (далее МКД), переходит от граждан и организаций к гарантирующим поставщикам.
Замена приборов учета будет происходить полностью за счет гарантирующего поставщика. Приоритет отдается потребителям, у которых приборы учета не установлены, неисправны, выработали свой ресурс или требуют поверки (т.к. подошел нормативный срок). В иных случаях можно использовать имеющийся прибор учета.
Важно, что с 1 января 2022 года у гарантирующих поставщиков возникает обязанность устанавливать только интеллектуальные приборы учета. При наличии такой возможности они могут делать это и ранее данного срока.
Особенность интеллектуальных приборов учета в том, что они передают показания в гарантирующему поставщику автоматически. До установки «умного счетчика» обязанность по передаче показаний сохраняется за потребителем.
Вопрос: Где устанавливают приборы учета гарантирующий поставщик?
• Гарантирующий поставщик устанавливает общедомовые и квартирные (комнатные) приборы учета в многоквартирных домах.
Вопрос: Что необходимо сделать для установки или замены прибора учета?
• Необходимо оформить заявку. Существует несколько вариантов:
- Гарантирующий поставщик установит прибор учета электроэнергии, если Ваш прибор учета
вышел из строя или у него истек срок поверки. Также гарантирующий поставщик установит Вам прибор учета без каких-либо расходов с Вашей стороны, если у Вас его в принципе нет.
- Если Ваш прибор учета исправен и у него не истек срок поверки, но Вы все равно хотите его заменить на новый интеллектуальный прибор учета, то гарантирующий поставщикпроведет установку прибора учета за Ваш счет.
Вопрос: Куда необходимо подавать заявку?
• Для замены (установки) прибора учета в многоквартирном доме необходимо обращаться в адрес гарантирующего поставщика любым удобным для Вас способом:
— посредством мессенджера Viber по номеру телефона +7 980 325 58 93;
— через «Личный кабинет» на сайте АО «Белгородэнергосбыт»: https://new.belsbyt.ru;
— по телефону: +7 (4722) 23-08-49 (для абонентов Ростелеком и МТС действует бесплатный короткий номер 1357). Операторы контактного центра предоставляют консультацию в будние дни с 8 до 20 часов, в субботу – с 9 до 17 часов без перерыва;
— обратиться с заявлением в адрес клиентского офиса гарантирующего поставщика. Адреса клиентских офисов: https://new.belsbyt.ru/o-kompanii/kontakty;
— направить заявку заказным почтовым отправлением.
Вопрос: Какую информацию необходимо указать в заявке?
• В случае, если заявка подается самостоятельно, потребуются паспортные и контактные данные, информация о месте установки существующего прибора учета, расположении энергопринимающих устройств. Кроме того, Вас попросят указать причину обращения (отсутствие оборудования, истечение срока между поверками, выход из строя и т.д.).
• Если заявка направляется представителем заявителя, дополнительно необходимо подтвердить его полномочия. Если работы необходимо произвести для коммерческой организации, следует указать ее реквизиты (наименование, номер записи в ЕГРЮЛ (ЕГРИП), ИНН, фактический адрес).
• Вы также можете указать номер лицевого счета (договора энергоснабжения), номер прибора учета, желаемый способ для связи с Вами сотрудников гарантирующего поставщика и удобное время.
Вопрос: Какие нужны документы?
• Копии документов, удостоверяющих личность, а также полномочия представителя заявителя.
Вопрос: Как будет происходить замена действующего прибора учета на интеллектуальный?
Сколько это займет времени?
• Вам будет направлен запрос о согласовании плановых даты и времени, когда представители гарантирующего поставщика произведут осмотр, установку / замену и допуск в эксплуатацию прибора учета. В течение 10 дней Вы должны подтвердить дату и время. После этого представитель гарантирующего поставщика прибудет для проведения осмотра места установки прибора учета, определения необходимого объема работ. На следующем этапе будет осуществлен монтаж оборудования и оформлены необходимые документы на ввод ПУ в эксплуатацию.
Вопрос: Требуется ли личное присутствие?
• Личное присутствие потребителя потребуется только в случае монтажа нового прибора учета в месте, куда представитель гарантирующего поставщика не сможет попасть без допуска со стороны потребителя (в квартире, комнате и т.п.). Если потребитель будет лично присутствовать, то по итогам ему отдадут акт. Если потребитель не присутствует при установке и допуске прибора учета в эксплуатацию, то сетевая гарантирующий поставщик направит акт в адрес потребителя в течение двух дней.
Вопрос: В какие сроки осуществляется установка / замена прибора учета?
• По закону, срок установки / замены и допуск в эксплуатацию прибора учета составляет не более шести месяцев. Если есть согласие заявителя и обеспечен допуск к месту установки ПУ, специалисты гарантирующего поставщика предпримут все усилия для сокращения этого срока до 30 рабочих дней (при оперативном согласовании даты и времени со стороны заявителя).
Вопрос: Будет ли осуществляться установка счетчика при новом технологическом присоединении?
• Срок установки прибора учета обозначается в договоре об осуществлении технологического присоединения. Установка прибора выполняется застройщиком совместно с гарантирующими поставщиками в многоквартирных домах на границе балансовой принадлежности. Допуск в эксплуатацию приборов учета происходит одновременно с осмотром присоединяемых электроустановок заявителя, предусмотренным Правилами технологического присоединения.
Вопрос: Как снимать показания?
• Если установлен интеллектуальный прибор учета, то его эксплуатацию, передачу показаний и контроль исправности будет осуществлять гарантирующий поставщик (в отношении многоквартирных домов).
• До тех пор, пока не будет установлена интеллектуальная система учета электрической энергии (мощности), обязанность по снятию показаний и их передаче в энергосбытовую несет сам потребитель.
Важно!
- Если в течение 10 дней нет ответа на запрос гарантирующего поставщика о согласовании даты и времени работ, получен отказ, дважды не обеспечен доступ сотрудников гарантирующего поставщика, то через четыре месяца прибор учета будет установлен в ином месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности.
- Существуют последствия в случае двукратного недопуска представителей гарантирующего поставщика к прибору учета, находящемуся в границах балансовой принадлежности потребителя. Объем потребления после второго подобного случая определяется по показаниям контрольного прибора учета с применением повышающего коэффициента. Кроме того, существует обязанность управляющей организации многоквартирного дома по обеспечению допуска, предусмотренная законодательством Российской Федерации.
- Организация коммерческого учета в отношении ветхого и (или) аварийного объекта (если ранее не был допущен в эксплуатацию прибор учета) выполняется не ранее проведения их собственником реконструкции.
- Потребитель и владелец помещения, где установлен прибор учета, несет ответственность за сохранность оборудования. В местах общего пользования многоквартирного жилого дома ответственность несет управляющая организация.
Монтаж счетчиков учета электрической энергии
Летом 2020 года на законодательном уровне было введено понятие интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности) (далее – ИСУ). В настоящее время установлен переходный период, в течение которого поставщики ресурса (гарантирующие энергоснабжающие организации) обязаны осуществить за свой счет установку данных приборов в многоквартирных домах. В случае нарушения сроков, для ресурсников предусмотрены штрафные санкции. И хотя уже очевидно, что первоначальный срок такой установки будет откладываться (потому что год ушел на «раскачку», а активной установки так и не началось), тем не менее, тенденция государственного регулирования в плане учета обозначена ясно: тотальное оприборивание с широкими возможностями по дистанционному функционалу. Разбираем вопрос, что делать управляющей организации при переходе на ИСУ.
ИСУ: максимально коротко
Понятие ИСУ введено сразу в нескольких законодательных актах в области электроэнергетики.
ИСУ – это совокупность функционально объединенных компонентов и устройств, предназначенная для удаленного сбора, обработки, передачи показаний приборов учета электрической энергии, обеспечивающая информационный обмен, хранение показаний приборов учета электрической энергии, удаленное управление ее компонентами, устройствами и приборами учета электрической энергии, не влияющее на результаты измерений, выполняемых приборами учета электрической энергии, а также предоставление информации о результатах измерений, данных о количестве и иных параметрах электрической энергии в соответствии с Правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 19.06.2020 г. № 890 (далее – Правила № 890).
Владельцами ИСУ будут являться территориальные сетевые организации и гарантирующие поставщики. ИСУ позволит дистанционно снимать показания, нормализовать коммерческий учет электроэнергии, и моментально в упрощенной процедуре ограничивать потребление электричества должниками.
Все приборы учета электроэнергии, которые вводятся в эксплуатацию после 01.01.2022 г. – должны соответствовать функциям ИСУ, которые определены в Правилах № 890 (абз. 2 п. 80 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, далее – Правила № 354). Поэтому в этой части устаревшие приборы учета без дополнительных возможностей – постепенно уйдут в прошлое.
В отношении «старых» (прежних») приборов учета, поверку осуществляет гарантирующий поставщик (речь в том числе про приборы, не принадлежащие гарантирующему поставщику). Проведение гарантирующими поставщиками поверки приборов учета электрической энергии, установленных потребителями электрической энергии, допускается до 1 января 2025 г. (абз. 2 п. 80.1 Правил № 354).Действующие поверенные приборы учета могут быть использованы вплоть до истечения срока эксплуатации либо до выхода таких приборов учета из строя или их утраты (абз. 9 п. 80.1 Правил № 354).
Если по состоянию на 1 апреля 2020 г. или ранее индивидуальный прибор учета электрической энергии отсутствовал, истек срок его эксплуатации или он вышел из строя, то его установка должна быть осуществлена 31 декабря 2023 г.
Если по состоянию на 1 апреля 2020 г. или ранее истек интервал между поверками прибора учета, то поверка прибора учета или установка нового прибора учета должны быть осуществлены гарантирующим поставщиком до 31 декабря 2021 г.(абз. 1 п. 80.2 Правил № 354).
В остальных случаях установка ИСУ должна быть осуществлена гарантирующим поставщиком не позднее 6 месяцев:
— с даты истечения интервала между поверками или срока эксплуатации прибора учета;
— с даты получения обращения потребителя или исполнителя, если обращение потребителя поступило исполнителю, об истечении интервала между поверками, срока эксплуатации, о выходе прибора учета электрической энергии из строя и (или) его неисправности;
— с даты выявления истечения срока интервала между поверками, срока эксплуатации, неисправности прибора учета электрической энергии в ходе проведения его проверки.
За отсутствие установки ИСУ в указанные сроки предусмотрены для поставщика ресурса штрафные санкции (абз. 1, 2, 3, 4, 5 и 6 п. 80.2 Правил № 354).
Действия управляющей организации в связи с установкой ИСУ: приводим в соответствие документы и договора
Управляющей организации при переходе на ИСУ необходимо:
- Верно определить состав общего имущества при заключении договора управления многоквартирным домом.
Состав общего имущества определяется Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491). В случае установки в многоквартирном доме ИСУ, данное оборудование не будет являться общим имуществом жителей (абз. 2 п. 7 Правил № 491). В определенном смысле уменьшение состава общего имущества в виде отсутствия на балансе управляющей организации измерительного комплекса по электрике – это скорее благо, чем нет (экономия на поверках, замене трансформаторов тока и так далее).
- Важно правильно заключить договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком.
Сразу после введения понятия ИСУ было внесено множество изменений в нормативные акты, в том числе, регулирующие порядок заключения договоров ресурсоснабжения. При согласовании условий договора энергоснабжения стороны определяют:
— обязательства сторон по снятию и передаче показаний приборов учета и (или) иной информации, используемых для определения объемов поставляемого по договору ресурсоснабжения коммунального ресурса (в случае ИСУ эти действия осуществляет поставщик ресурса) (пп.«Д» п. 18 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124, далее – Правила № 124);
— обязанность управляющей организации предоставить ресурсоснабжающей организации возможность подключения ИСУ, а также оказать содействие в согласовании возможности подключения к таким системам индивидуальныхприборов учета в случае, если установленные приборы учета позволяют осуществить их подключение к указанным системам (при этом расходы на подключение к ИСУ не должны возлагаться на потребителей и ресурсоснабжающая организация не вправе требовать от управляющей организации компенсации расходов на осуществление таких действий, за исключением случая, когда собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании приняли решение о включении указанных расходов в плату за содержание и ремонт жилого помещения) (пп. «Ж» п. 18 Правил № 124);
— порядок взаимодействия сторон при выявлении неисправности, выходе из строя, утрате, истечении срока эксплуатации, межповерочного интервала общедомового прибора учета, оборудования, входящего в ИСУ, а также порядок расчета размера платы за поставленный коммунальный ресурс в указанных случаях (пп. «З» п. 18 Правил № 124).
Кроме того, в договоре энергоснабжения дополнительно устанавливается:
— порядок допуска гарантирующего поставщика к местам установки общедомовых и индивидуальных приборов учета;
— участие заинтересованных сторон во вводе в эксплуатацию приборов учета, установленных гарантирующим поставщиком;
— обязательство управляющей организации по запросу гарантирующего поставщика в течение 10 дней со дня получения запроса передать документы и информацию:
а) документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества;
б) документы на установленные общедомовые и индивидуальные приборы учета и сведения о проведении их ремонта, замены, поверки, информацию о дате последней проверки технического состояния и последнего контрольного снятия показаний;
в) акты осмотра, проверки состояния (испытания) приборов учета электрической энергии на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям, журнал осмотра;
г) инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома;
— обязанность управляющей организации обеспечивать сохранность установленного и введенного в эксплуатацию ИСУ;
— ответственность управляющей организации в отношении осуществления коммерческого учета электрической энергии (п. 18.1 и 18.2 Правил № 124).
Правила № 124 не раскрывают, где именно управляющая организация должна взять информацию, которой у нее может не быть и этот факт лишь снова отражает крайнюю асимметричность закона, написанного полностью в интересах поставщика ресурса без учета реальных возможностей управляющей домом организации. Кроме того, полностью непонятна логика законодателя в части отнесения обязанности коммерческого учета электрической энергии на управляющую организацию с учетом реальных возможностей ИСУ.
- Внесение изменений в договор управления многоквартирным домом в части предоставления коммунальных услуг.
После присоединения прибора учета ИСУ в договор включаются положения об осуществлении сбора, обработки и передачи показаний приборов учета электрической энергии в автоматическом режиме с использованием такой системы (пп. «З» п. 19 Правил № 354)).
Можно дополнить основной договор с управляющей организацией формулировкой, которая приведена в п. 13 Приложения 1.1 к Правилам № 354: «После присоединения прибора учета электрической энергии к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности) сбор, обработка и передача показаний приборов учета электрической энергии осуществляются в автоматическом режиме с использованием такой системы», либо прописать более подробно суть данной системы в части прав и обязанностей управляющей организации и потребителей.
В части нормативной и договорной работы описанные три пункта являются основными для управляющей организации. После них (или одновременно с ними) наступает организационная работа.
Организационные действия управляющей организации в связи с установкой ИСУ
И для ресурсника, и для управляющей организации, самое сложное в установке ИСУ – работа с жителями. У многих домов приборы учета установлены не в местах общего пользования на лестничных клетках, а внутри помещений.
Работа с людьми, тем более в таком объеме, по умолчанию является морально вредной и проблематичной (людям, которые обоснованно привыкли не доверять государству, тяжело объяснить суть перемен по учету электроэнергии). Законодатель отнес работу по установке ИСУ одновременно и на ресурсника (финансирование и работа), и на управляющую организацию (полное и безоговорочное содействие и послушаниересурснику).
Итак, организационные действия управляющей организации в связи с установкой ИСУ следующие:
1.Информирование собственников о начале установке в доме ИСУ и обязанности для потребителей оказать необходимое содействие. Это можно сделать не только путем листовки, размещаемой на доске объявлений около подъезда, но до начала работ разместить указанную информацию на каждой квитанции (чтобы был максимальный охват и полное информирование).
Кроме того, управляющая организация обязана уведомлять потребителей на официальном сайте, на информационных стендах (стойках) или путем указания не реже 1 раза в квартал в платежных документах информации:
— о последствиях недопуска потребителем гарантирующего поставщика (сетевой организации для установку ИСУ;
— о присоединении общедомового или индивидуального прибора учета к ИСУ и начале предоставления показаний указанных приборов учета посредством ИСУ (п. з_1) и з_2) п. 31 Правил № 354).
- Информирование собственников о последствиях недопуска к установке в своих помещениях ИСУ.
Управляющая организация должна разъяснить, что потребитель:
-обязан допускать представителей гарантирующего поставщика, сетевой организации в занимаемое помещение для установки ИСУ (п. ж_1) п. 34 Правил № 354));
— не вправе самовольно нарушать пломбы на приборах учета и в местах их подключения (крепления) и вмешиваться в его работу (п. «Г» п. 35 Правил № 354)).
В случае двукратного недопуска потребителем представителей гарантирующего поставщика, сетевой организации для установки ИСУ, плата за коммунальную услугу по электроснабжению рассчитывается исходя из нормативов с применением повышающего коэффициента равного 1,5 (начиная с расчетного периода, когда был составлен повторный акт об отказе в допуске к прибору учета и (или) месту установки прибора учета) (п. 60.3 Правил № 354).
- Непосредственное обеспечение доступа для установки ИСУ.
Управляющая организация обеспечивает допуск гарантирующего поставщика к местам установки ИСУ. При этом по запросу гарантирующего поставщика в течение 10 дней со дня получения запроса управляющая организация обязана довести эту информацию до собственников (абз. 11 п. 80.1 Правил № 354)
- Получение от гарантирующего поставщика показаний приборов учета по ИСУ.
Закон не предполагает совместного доступа к ИСУ и управляющей организации и гарантирующего поставщика. При этом обязанность по снятию показаний с приборов учета возлагается на гарантирующего поставщика, который является владельцем ИСУ (пп. «Ж» п. 31 Правил № 354). Между тем, показания по приборам учета необходимы управляющей организации для контроля коммерческого учета.
Поэтому исполнитель обязан:
— ежемесячно получать от гарантирующего поставщика показания по ИСУ;
— заносить полученные показания в журнал учета показаний;
— предоставить эти показания потребителю по его требованию в течение 1 рабочего дня со дня обращения;
— обеспечивать сохранность информации о показаниях коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета в течение не менее 3 лет (пп. «Е» п. 31 Правил № 354).
Это очень странное требование и норма, особенно в свете того, что в силу п. 26 Правил № 890, период предоставления информации из архива данных ИСУ должен составлять не менее 3 лет. Таким образом, этот архив в любом случае будет иметься у ресурсника как владельца ИСУ, однако ответственным за его хранение и «крайним» по привычке снова делают управляющую организацию.
- Приостановка коммунальных услуг.
В п. «Д» п. 32 Правил № 354 указано, что приостановку или ограничение подачи потребителю коммунальных ресурсов осуществляет исполнитель. Вопрос только в том, кого им считать: управляющую организацию или поставщика ресурсов. Если данные действия будет осуществлять управляющая организация, то ей будет необходим полный доступ к ИСУ. Либо эта норма так и останется неработающей и все отключения за долги ресурсник будет осуществлять самостоятельно.
Активной работы управляющей организации с поставщиком ресурса при переходе на интеллектуальную систему учета электроэнергии в масштабах страны пока еще не начато. Однако важным является понимание всех необходимых действий, подготовка жителей и содействие поставщику ресурса в данной работе. Автоматизация и широким функционалом в области электроэнергетики становится неизбежной.
Автор: Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, член экспертного совета Ассоциации «Р1», кандидат наук