Азс счетчик слива топлива
Кража топлива: популярные методы мошенничества на частных предприятиях и коммерческих АЗС
Топливо — один из самых похищаемых и слабозащищенных от краж продуктов. При этом в основном угроза исходит от многочисленных сотрудников предприятий, использующих в своей работе топливо и злоупотребляющих своей близостью к горючему. Не случайно почти 100% владельцев АЗС и руководителей предприятий, потребляющих топливо, утверждают, что хоть раз были атакованы злоумышленниками
Основатель компании Benza Михаил Колесников рассказал о самых популярных способах кражи топлива в частных компаниях и на коммерческих АЗС, а также перечислил эффективные методы защиты от мошенников.
КРАЖИ СО ВСЕХ СТОРОН
Самым распространенным и массовым «фигурантом несанкционированной смены собственника» топлива всегда были водители служебных автомобилей предприятий.
Это вполне можно было назвать «обязательной традицией» или «само собой разумеющимся действием» для советского периода.
Еще 40 лет назад топливо стоило символических денег.
Частной собственности не существовало — все было государственным.
Служебный транспорт для водителя фактически являлся заправочной станцией для личного автомобиля.
Практика была нормой и происходила с молчаливого согласия, а часто даже с разрешения руководителей предприятий.
Продавать топливо в советский период было сложнее из-за немногочисленных легковых автомобилей и огромного количества доступного бензина.
На редких в то время грузовых дизельных МАЗах и КРАЗах работать соглашались только водители, не имеющие своего личного автотранспорта.
Легковые автомобили в СССР были все бензиновые, водителям необходимо было их заправлять.
Так что за возможность работы на прожорливых бензиновых грузовиках среди водителей всегда была серьезная борьба.
Дизельное топливо в то время нельзя было пристроить даже бесплатно.
Все эти факторы сформировали устойчивую модель поведения корпоративных водителей.
В конце 80-х начале 90-х ситуация резко изменилась — топливо выросло в цене, появились частные компании.
Появился платежный спрос на топливо, и вместе с тем увеличились кражи.
Если раньше управляющий АЗС мог только бесплатно заправить свой автомобиль, то сейчас появилась возможность продать целый бензовоз за минуту.
В 90-х и начался самый сложный для собственников топлива период борьбы за сохранность товара.
Все грузовые машины стали дизельными, сделав это топливо популярнее бензина.
Была сформирована целая преступная индустрия.
Создавались и продавались «левые» чеки списания топлива, дизельное топливо сливалось, скупалось и после перепродавалось на частных АЗС.
В новостях периодически появлялись сообщения о том, что «злоумышленники врезались в магистральный нефтепродуктопровод и через подземный прокол в один километр сливали топливо в бензовозы».
Появились целые подпольные нефтебазы по обороту нефтепродуктов.
В это время было очень сложно уберечь товар от хищений.
К сожалению, сегодня предприятиям тяжело постоянно следить за непрофильными активами.
Промышленные, лесозаготовительные, сельскохозяйственные, логистические компании сосредоточены на основном бизнесе.
В итоге на организацию грамотного процесса оборота и контроля за топливом у руководителей и менеджеров не всегда хватает времени.
В коммерческих АЗС ситуация лучше, так как от сохранности топлива напрямую зависит рентабельность объекта.
Однако методы махинаций в сравнении с нетопливными предприятиями аналогичны.
Более того, мошенники в рядах сотрудников АЗС продолжают темную работу с клиентами часто без ведома собственников, нанося репутационный ущерб компании.
Сегодня каждая пятая АЗС недоливает топливо, а 9% компаний торгуют некачественным товаром.
И возможно недолив на коммерческих АЗС в масштабах всей страны суммарно дает самый большой объем хищений.
ПРОПАЖИ ПОСЛЕ ПОСТУПЛЕНИЯ В БАКИ
Метод: «обман» системы «обратки»
Топливо — это жидкость, на которой не разместишь отличительных признаков, заводской маркировки, шильдиков.
Товар не различишь по особенностям формы, а колоссальный спрос не подразумевал должной защиты.
Однако с развитием технологий во 2 й половине нулевых появились автоматизированные системы мониторинга автотранспорта с технологией контроля расхода топлива в баках автомобилей.
Технологии помогли собственникам автопарков в решении проблемы прямого слива из бака.
Смекалка и укоренившиеся традиции пытаются найти выходы для обмана цифрового контроля.
Для ведения хозяйственной деятельности предприятия с собственным автопарком вынужденно создают топливную инфраструктуру у себя и строят собственные топливохранилища и АЗС.
Покупают топливо у нефтетрейдеров и заправляют свои автомобили и технику.
Компании попадаются на махинации и часто даже не подозревают об этом.
Пример из практики
Водитель грузового автомобиля установил тройник с краном на шланге линии возврата (обратки) неотработанного топлива из двигателя.
Пустив шланг из крана в канистру за водительским креслом, злоумышленник получал часть топлива, ранее поступавшего обратно в бак автомобиля.
В дополнение к системе «инженер» даже сконструировал датчик, сигнализирующий о заполнении канистры, а лампочку-сигнализатор разместил на приборной панели.
Наполнение канистры происходило постепенно в процессе работы двигателя и система расхода топлива не замечала слива топлива.
«Изобретателю» оставалось только менять канистры.
Позже система все же зафиксировала возросший расход топлива.
Водитель надеялся, что сможет объяснить повышение на 10% показателей особенностями вождения, дорожными условиями и т. д.
Афера вскрылась при инспекции причин расхода и проверки систем автомобиля.
КРАЖИ ДО ПРИХОДА ТОПЛИВА
Метод: «секретные» емкости, цистерны с песком, преступный сговор с операторами и приемщиками
Повышение стоимости топлива в начале 90-х и появление частной собственности развязало борьбу между водителями бензовозов, доставляющих топливо, и клиентами.
1 е всегда стараются слить меньше товара, чтобы увезти часть для перепродажи.
1 из популярных методов мошенничества — автоцистерны с дополнительными баками.
Сегодня большинство компаний до сих пор контролируют приход топлива с помощью метроштоков, визуальных осмотров, ведут записи в ведомостях.
Зачастую процесс измерения происходит на глаз.
Пользуясь процедурой, водители устанавливают секретные емкости внутри или под автоцистернами.
При сливе на объектах часть топлива остается в скрытых емкостях.
В итоге в резервуаре получающей стороны не сливается до 10% товара, но узнать об этом удается только спустя время.
Метод проще — из бензовоза сливается некоторое количество топлива, в цистерну помещается бидон с водой или песком, который замещает объем слитого топлива.
Уровень жидкости увеличивается до нормального состояния, позволяя злоумышленнику предоставить получателю полную цистерну.
На бумаге схема выглядит более чем примитивной.
Однако из-за халатности приемщиков часто мошенникам удается проворачивать такие махинации годами.
Тем не менее, чаще причиной краж бывает отнюдь не невнимательность персонала.
Грамотные сотрудники осматривают цистерны, ищут дополнительные полости, дотошно измеряют емкость, но это не всегда физически возможно.
К сожалению, часть сотрудников идет по другому пути.
Водители бензовозов вступают в преступные сговоры с операторами или приемщиками, по договоренности с последними не сливают часть топлива и вывозят обратно для перепродажи.
Выручка делится между заговорщиками.
По нашей статистике, на многих предприятиях минимум 5–10% топлива не сливается в резервуары потребителей.
Это самый распространенный метод краж.
СЛИВЫ ТОПЛИВА ВО ВРЕМЯ ХРАНЕНИЯ
Метод: врезки в резервуары хранения, хищение сотрудниками
Даже после попадания в резервуары хранения топливо на объектах потребителей не в безопасности.
Заправочные станции, нефтебазы, коммерческие и государственные предприятия страдают даже на закрытых охраняемых объектах.
Удивительный пример произошел в машиностроительной компании, когда операторы посетовали на несоответствие оставшегося и выданного топлива к привезенному.
Для заправки собственного автопарка на предприятии использовали подземный резервуар.
При осмотре площадки мы заметили замаскированную врезку в виде трубы, выведенную на поверхность земли.
Всего за 3 месяца сотрудники предприятия откачали порядка 8 тыс. л топлива.
Ответственные за сохранность сообщили, что они подумали, будто системы контроля неисправны и дают неточные результаты — поэтому и не стали сразу бить тревогу.
Пример говорит о том, что человеку проще поверить в неисправность устройства, чем в смекалку похитителя.
К сожалению, сегодня единственное решение избежать краж — избавиться от человеческого фактора там, где это возможно, и автоматизировать все процессы.
Обмануть автоматизированные системы тяжело, а подкупить — невозможно.
Это подтверждено многочисленными успешными кейсами во всех отраслях хозяйствования, где применяется автоматизация процессов.
Технологии 24 часа выполняют свою работу без перекуров и выходных.
Справиться с недостачей в топливообеспечении уже надежно помогает автоматика, 90-е гг. «черного топливного рынка» постепенно уходят в прошлое.
Топливообеспечение становится более защищенным, и для обмана мошенникам понадобится изучить аппаратную часть.
Однако в топливной сфере хакеры пока встречаются редко.
Литры и килограммы (объемно массовый учет)
При каждом изменении температуры окружающего воздуха на 1 градус объем нефтепродукта изменяется примерно на 1 процент, проще говоря, уменьшается (или увеличивается) количество литров в цистерне.
Важно отметить, что речь сейчас идет о ситуации, когда наша с Вами условная цистерна находится в состоянии покоя, никто из нее ничего не сливает, ничего в нее ничего не добавляет, утечки или испарения также отсутствуют.
Чтобы понять, много или мало, нужно в качестве примера указать, что средний объем бензовоза составляет 20 куб. м., а температура воздуха может в любой климатической зоне измениться в течении суток на 10 градусов и даже более.
Если вдруг бензовоз действительно не довезет 10% топлива (1% на 1 градус), то его на АЗС попросту не примут, однако во всех остальных случаях отрасль нефтепродуктообеспечения (нефтебазы, бензовозы, АЗС) постоянно сталкивается не с практической задачей построения устаивающей ее системы учета нефтепродукта.
Будучи автором этой статьи, я хотел бы описать минимум 4 существующих в настоящий момент модели учета:
1. Массовый учет (без объемного)
На самом деле при любом изменении температуры у нашей с Вами цистерны объем нефтепродукта может измениться в соответствующую сторону, но вот масса никогда не изменится. Поэтому если бы мы взвешивать наши нефтепродукты, то с точки зрения учета наступило бы счастье.
Хотя такой прибор, как массомер, действительно существует (и на площадку для взвешивания бензовоз также можно загнать), массовый учет в чистом виде можно поставить только на нефтебазе, да и то, возможность построить более менее точный массовый учет нужно закладывать, что называется, еще при проектировании той нефтебазы.
Указанное в первом абзаце «счастье» (т.е. ситуации, когда у всех участников процесса, — нефтебаза, бензовоз, АЗС учет нефтепродуктов идет в массе) существует только в Канаде, только там топливо продается на АЗС в килограммах.
Что касается любых других территорий (в том числе России и СНГ), то массовый учет топлива заканчивается на нефтебазе, — и сложившаяся практика, и нормативные документы обязывают АЗС вести учет в литрах.
Да, я не оговорился, в соответствии с Законодательством, АЗС ведет учет в литрах. То, что ниже будут описаны модели объемно-массового учета, это частный результат учетной политики определенной нефтяной компании, причем попытка дойти до истины (учет плотности, температуры и даже иногда массы) в ряде случаев приводит к коллизиям с действующим Законодательством, в первую очередь трудовым и налоговым.
Так, в частности, летом на АЗС естественным путем образуются излишки топлива, но я знаю лишь одну нефтяную компанию (почила в бозе), которая платила с этого налоги.
Но давайте вернемся к нашей нефтебазе. Я думаю, что описывать технологию массового учета не имеет смысла, поскольку она проста.
Остаток (кг) на начало суток + Приход (кг) – Расход (кг) = Остаток (кг) на конец суток
Налив бензовоза на нефтебазе является последней для нее учетной операцией, которую производят в килограммах. Бензовоз наливают «под планку», это видимая линия (уровень) в цистерне бензовоза.
Нужно сказать, что каждая цистерна бензовоза откалибрована и поверена, «планка» — это и есть определенное количество литров (например 5 куб.м.), так вот, нальет нефтебаза (хотя учет ведется в кг) именно 5 тыс. литров. Далее она либо загонит бензовоз на площадку контроля массы (взвесит пустой и потом полный, разница = массе нефтепродукта, который налили), либо измерит плотность нефтепродукта, который налит в цистерну бензовоза. Массу в этом случае можно вычислить как произведение объема на плотность.
P.S. Для нефтебазы учет в литрах это тоже самое, что для магазина самообслуживания учет в розничных ценах. Да, каждый товар имеет некую розничную цену, однако остаток на конец дня с Товарном отчете у нас в себестоимости….
Объемный учет и его подвиды
2. Просто объемный учет (только литры, без килограммов)
В самом начале следует отметить, что нефтебаза никогда не ведет «простой объемный учет», в то время как АЗС простой объемный учет используют часто. Методологически он не верен, легко индикатируется маркой и моделью автомобиля, на котором операторы (сотрудника) приезжают на АЗС. Если это НОВАЯ шкода октавия, например, и их у АЗС стоит по числу сотрудников (официальная з/п у них 15 тыс. руб.), то с вероятностью 90% здесь не только примитивный объемный учет, но и дела похлеще.
Сам по себе простой объем учет также прост, здесь одни литры суммируются с другими в не зависимости от температуры и плотности.
Очень часто учет в литрах ведется потому, что нет приборов учета (уровнемеров) или топливо бодяжится (тут чем хуже дела с учетом, тем лучше).
Когда приедет наш с Вами бензовоз, первое, что с ним сделают – дадут отстояться. Причем это важно при всех моделях учета. После отстоя, посмотрят, уровень нефтепродукта там «под планку» или нет. В случае незначительных отклонений оператор АЗС может его принять, однако в случае существенных отклонений – заворачивает бензовоз обратно. Как правило, плотность и температура нефтепродукта, находящегося внутри бензовоза, не меряют, хотя при необходимости всегда могут.
Количество привезенного бензовозом нефтепродукта определяют по изменению уровня резервуара (емкость, как правило, под землей), куда сливается нефтепродукт. Резервуар, как правило, откалиброван. Для измерения уровня используют либо метршток (линейка длинной несколько метров), либо уровнемер (в РФ обычно используют «Струна» и «Иглу», но возможны любые иные модели уровнемеров). Что важно, честного измерения объема произвести таким образом невозможно, мы с определенной погрешностью меряем уровень жидкости. У нас заведомо существует градировочная таблица на КАЖДЫЙ резервуар и мы утверждаем, что там, например, 15203 литра просто потому, что в градировочной таблице уровню 5021 мм соответствует 15203 литра. Измерить там именно объем, невозможно. Даже если «Струна» показывает нам объем, не надо думать, что она его измеряет. Она измеряет уровень, а вот объем она нам отображает лишь потому, что в нее вбита градировочная таблица.
В принципе, после слива количество (в литрах) находящегося у нас на АЗС нефтепродукта должно увеличиться на объем цистерны бензовоза, но в ряде случаев бывают расхождения. Самое пристойное объяснение, почему при сливе из одной поверенной цистерны объемом 5 куб.м. в другую поверенную цистерну объем (не масса) топлива в другой поверенной цистерне увеличился лишь на 4910 литров (а не 5000), заключается в погрешностях градировочной таблицы, например, когда инженер вбивал ее в «Струну», он ошибся и вместо «6» вбил «9». Пока уровень не остановится на этих миллиметрах, ошибка никогда не проявится.
Еще 4910 литров можно получить из 5 куб.м., если слить 200 (не 90) литров и помешать метрштоком топливо в резервуаре (как чай ложкой). За счет «волн», метршток покажет больший уровень, чем на самом деле есть.
При наличии расхождений делаются отметки в накладной и бензовоз (а с ним и нефтебаза) соглашаются с тем, что топлива привезли 4910 литров. Бывает, что не соглашаются, в этом случае примут у них 5000 литров, но больше водитель этого бензовоза ничего и никогда на эту АЗС не повезет.
3. Учет в условных литрах (литрах, приведенных к 15`C)
На самом деле в большинстве стран Европы учет ведется в литрах, приведенных к 15`C. Это хороший аналог объемно массового учета с тем отличием, что в большинстве случаев его показания похожи на текущие показания «Струны» (массу «Струна» никогда не показывает, но вот объем почти всегда).
Условность в 15`С взята из предположения, что средняя температура нефтепродукта под землей не изменяется (она действительно изменяется в зависимости от весны/лета на 2-3`C, не больше), а температура топлива в бензовозе ночью (обычно топливо привозят ночью, хотя в Москве в любое время суток) тоже близка к 15`C, в особенности если взять страны с более благоприятным климатом, нежели РФ.
В этом случае у нас есть остаток на начало и конец смены в литрах и приведенных литрах. Физические литры приводят к «приведенным» через пересчет фактической плотности к номинальной, причем все приборы учета, имеющиеся на АЗС (уровнемер), не способны отображать «объем в приведенных литрах», максимум – идет измерение и отображение текущей плотности нефтепродукта.
Учет в приведенных литрах полезен еще и тем, что в ряде случаев существующие сегодня контроллеры ТРК (Домс, например) позволяют по TCP IP поднимать в облако текущие значения объема с приборов учета топлива. В том случае, если нас с Вами сменно-суточный отчет был закрыт в «условных литрах», то в «облаке» мы увидим примерно то, что ожидаем увидеть. Отклонения в 10% тут явно свидетельствуют о недостаче и не могут быть объяснены погрешностями измерения или изменением температуры.
Тем не менее, учет в приведенных литрах применяется в РФ ограниченно, например он был заложен в Retalix и применялся на АЗС «ТНК-BP».
4. Объемно массовый учет
Прекрасная вещь, дает возможность вести методологически правильный учет нефтепродуктов. Он чуть точней (и сложней) учета в приведенных литрах по той причине, что пересчет в эталонную единицу измерения (в данном примере килограммы, в предыдущем примере – приведенные к 15`С литры) ведется не только для остатков и приходных операций, но и для расходных операций тоже.
Все операции пересчитываются в килограммы, и «расчетный остаток на конец дня» также существует в килограммах. Это значит, что можно измерить уровень топлива, получить объем, измерить плотность, вычислить килограммы и выяснить, излишки у нас или недостачи.
Теоретически, объемно массовый учет можно вести не имея измерителей плотности, существует математический способ вычисления средней плотности при смешивании двух продуктов, плотность которых разнится.
При выборе системы управления СУ АЗС (аналога СупермагУКМ), нужно уточнять у разработчика, какую именно модель учета он заложил в свою систему. Большинство западных решений не поддерживают объемно-массовый учет или поддерживают его, соответственно, в версии «ТНК-BP» или «Газпромнефть».
Почему всегда будут расхождения между ожидаемым остатком и фактическим?
В не зависимости от применяемой модели учета, на АЗС почти всегда будут расхождения между ожидаемым остатком и фактическим (примерно как учет колбасы в магазине). В основном это связано с температурой. Несмотря на высокий уровень автоматизации любой АЗС, именно температуру или плотность отпускаемого топлива в конкретный бак автомобиля никто не учитывает.
Это связано с устоявшейся технологической схемой АЗС, здесь есть определенный список производителей ТРК и иного технологического оборудования/программного обеспечения, но никто из них массу, плотность или даже температуру отпускаемого в бак топлива не учитывает.
Чудес не бывает – какой бы подвид «СупермагаУКМ» мы на АЗС не поставили бы, наша информационная система не может ни учесть, ни предсказать те физические параметры, которые не учитываются приборами учета вообще.
Между тем, предположение о том, что температура или плотность отпускаемого нефтепродукта соответствует тем значениям, которые мы постоянно меряем внутри резервуара, не соответствует действительности. Да, действительно, температура (а, следовательно, и плотность) топлива в резервуару под землей не меняется. Однако в бак автомобиля изначально попадает то топливо (по ФИФО), которым наполнен трубопровод (от резервуара до ТРК) и сама колонка (насколько это уместно).
В сравнении с дозой (количество топлива, которое заливается в бак автомобиля) это значительно (в трубопроводе накапливается 10 литров, а если он длинный, может быть и больше) и Вы заливаете в бак 20 литров то это значит, что в бак попадет 10 литров из трубопровода а 10 из резервуара.
Параметры топлива внутри резервуара мы знаем, а вот каковы они в резервуаре мы может только догадываться. Допустим, температура топлива в резервуаре +10`C, а температура окружающего воздуха +30 (-20)`C. В обоих случаях температура трубопровода будет не +10`C, она будет либо +13`C, либо -2`C.
Температура нашего же там нефтепродукта будет некой третьей, поскольку нефтепродукт, поступивший в трубопровод имел температуру +10, а какова его температура сейчас зависит … от того, сколько минут или часов назад заправлялся на этой же колонке этим же видом топлива предыдущий клиент. Даже на АЗС BP в Москве это могут быть десятки минут, а на менее проходимых АЗС это могут быть часы. Как мы знаем, при изменении температуры на 1`C объем изменяется на 1%. У нас 10 литров и разница в температуре в 3-12`C. Это значит, что летом у нас из 10 литров, ушедших из резервуара, в бак попало 10,3л, а вот зимой может и 8,8л.
Второй довод за то, что на АЗС постоянно должны быть излишки, заключается в том, что персонал АЗС всегда (и тут он прав) отказывается работать (пишет заявление, но не на увольнение, а не корректировку отсчетных устройств ТРК) в том случае, если ТРК настроены на перелив в пользу клиента (или не настроены на недолив). Там маленькие количества (30 мл на 10 литров), но все же.
Ну а если существует погрешность измерения (градировочной таблицы резервуара) или воруют (а воруют в этой сфере все и много), то только считай и считай…..
Экспертные советы
В последнее время слив топлива через обратку стал очень популярен среди водителей и механизаторов.
Коротко о работе диз. топливной системы, питающей двигатель. На грузовых автомобилях, тракторах, комбайнах топливная система устроена так, что из бака выходят две трубки.
По одной трубке топливо с самой глубины бака подкачивается насосом низкого давления (ННД), через топливный фильтр грубой очистки (ФГО), подаёт на фильтр тонкой очистки (ФТО). Из ФТО идет в топливный насос высокого давления (ТНВД), далее топливо поступает уже к самому двигателю на форсунки. Также по трубопроводу низкого давления топливо может поступать к факельным свечам через электромагнитный клапан.
Ко второй трубке излишки топлива собираются из разных патрубков забрав тепло от агрегатов и сливаются в бак, таким образом в зимнее время топливо подогревается от работающего двигателя. Тут важно понимать, что обратка может быть тоже сложной системой. На разных автомобилях свой вид обратки. В основном обратка идет от ТНВД на ФТО и от форсунок, например, идёт правый и левый дренаж сходясь к тройнику и далее в бак. Топливо также может возвращаться от топливного фильтра (ФТО) через топливный бачок подогревателя.
Самые опытные водители подробно изучают свою топливную систему и в незаметных местах врезают тройники в обратку либо к трубопроводу низкого давления, шланг с запорным краном выводят в кабину и вставляют в канистру. Очень удобно, так как топливо подаётся под давлением и дополнительных насосов не требуется. Как только появился контролирующий человек, водитель закрывает кран, прячет шланг с краном под торпеду или под сиденья, убирает канистру.
Есть бесстрашные водители, даже не заморачиваются врезаться и просто от бака откручивают обратку, добавляют шланг и возвращают в кабину.
Мы встречали якобы целые трубки, идущие по видным местам, а под кабиной в недоступном месте и куда контролёр не залезет и не обнаружит, обратка обрезана с накрученным шлангом и краном. Через отверстие в полу кабины трубка входила в кабину.
Есть мастера, которые подключаются к патрубку низкого давления идущее к факелам через эл. магнитный клапан системы ЭФУ (электрофакельное устройство) предназначенное для облегчения пуска холодного двигателя. Ставят отдельно тумблер для управления эл. клапаном и заводят трубку в кабину.
А как в программе Омникомм можно обнаружить слив с обратки?
На самом деле очень просто! Благодаря непревзойденной аналитике расхода топлива Омникомм программа имеет различные настройки, которые позволяют для каждой машины грамотно выставить индивидуальные нормы расхода топлива. Как правило, это первые дни работы системы. Когда водитель ещё изучает в интернете, что ему поставили и как это можно обмануть.
Далее, если поршневая группа в порядке, форсунки настроены и работают правильно, когда машина выполняет одни и те же работы в одних и тех же условиях, двигаясь с грузом или без, с накачанными до нормы давлением в шинах. Система Омникомм чётко выдаёт все показатели без нарушений.
Как только водитель начинает сливать топливо через обратку, система Омникомм интуитивно находит начальную и конечную точку слива. Вычитает норму расхода из реально потраченного топлива и выдает в отчетах – Слив с количеством взятого топлива в литрах. Отображает это место на карте в виде красной иконки – слив.
Это также отчётливо видно на графике уровня топлива. Там, где двигатель тратил топливо по норме – наклон идёт маленький. А там, где был слив с обратки во время движения, наклон графика топлива очень резкий. Как будто машина, очень груженная взбиралась вверх на гору Арарат. Как правило, водитель не может обосновать такие вещи, почему вдруг машина истратила больше нормы на 20 литров сегодня на том же участке с таким же грузом, чем вчера или на прошлой неделе? Почему сливы хаотично появляются в разных местах и без закономерности? Почему с контролирующим лицом в кабине на том же участке слива нет? Водитель придумывает оправдания на ходу.
У меня форсунки стали лить.
В поршневой группе пропала компрессия.
Давление в шинах было низкое. (а почему по системе контроля давления в шинах в ПО Омникомм все показатели в норме?)
На АЗС заправили плохим топливо. (а Вы новое топливо не завозили, да и на сторонней быстро не заканчивается, и у других машин всё в порядке).
Сливы с обратки опытные водители делают только на ходу! И крайне редко, без движения стоя на месте со включенным двигателем сливают только новички.
Как поймать водителя на воровстве топлива: 8 ситуаций и выходы из них
Есть разные способы хищения топлива – от простого слива горючего из бака до договоренности с сотрудником АЗС. Рассказываем, как узнать о факте мошенничества с помощью «Скиф-навигатор».
Установка спутникового мониторинга «Скиф-навигатор» поможет отслеживать расход горючего, место и время заправок. Система эффективна при любом виде воровства топлива водителями:
- Слив из бака. Пожалуй, самый распространенный случай. Обычно нормы ГСМ немного завышаются – этим и пользуются нерадивые сотрудники. Они сливают излишки, чтобы продать их или заправить свою машину.
Вы узнаете о такой ситуации: «Скиф-навигатор» формирует отдельные отчеты по каждому автомобилю. В них отображается информация о фактическом расходе горючего. - Заправка по топливной карте. Если вы используете топливные карты– учитывайте, что водитель может передать топливную карту постороннему водителю. Этот водитель заправляется, на заправке списывается определенное количество топлива, а посторонний водитель рассчитывается с владельцем карты по заниженной стоимости.
Выявить обман просто: у вас будут отчеты по заправкам в системе «Скиф-навигатор» и детализированный отчет по топливной карте. Когда что-то заподозрите, сверьте данные на предмет соответствия фактам заправок и количестве заправленного топлива. - Заправка более дешевым дизелем. Есть компании и частные лица, которые принимают не отработанное горючее и затем продают его по привлекательной стоимости.
Факт подобной заправки будет зафиксирован: если заметите в отчете неизвестную станцию, уточните у сотрудника, почему он выбрал именно ее. - Покупка нелегальных чеков. Выдаете водителю деньги на покупку дизтоплива? Он может приобрести дополнительные чеки и передать их в бухгалтерию.
Чтобы выявить мошенничество, сравните данные мониторинга с чеками. - Махинации с одометром. Есть два варианта: изменить показания прибора специальным устройством или целенаправленно сломать счетчик и затем записать в путевом листе километраж.
Посмотрите, сливает водитель топливо таким способом или нет – проанализируйте данные одометра и отчеты «Скиф-навигатор». - Несогласованные рейсы. После плановой поездки сотрудник может успеть выполнить нелегальный заказ: к примеру, машина сделает крюк ради «левой» доставки.
Решение проблемы: система мониторинга. В ней задаются маршруты – при отклонениях вам придет уведомление. - Договоренность с сотрудников заправочной станции. В данном случае топливо просто не доливают – вы платите за один объем, а получаете меньший. Неучтенный дизель продается, деньги делятся.
«Скиф-навигатор» поможет узнать об обмане: программа проинформирует о количестве заправленного горючего. - Работа вхолостую. Данный вид мошенничества характерен для спецтехники – сотрудник заводит двигатель и часть смены держит его на холостом ходу. Дизель списывают по отработанным часам.
Система мониторинга формирует отчеты по моточасам и уровню топлива.
Если у вас остались вопросы о том, как поймать водителя на воровстве топлива – звоните по бесплатному телефону 8-800-444-00-61.